В Северной Осетии почтили память жертв августовской войны 2008 года. Акция «Свеча памяти», посвященная 10-й годовщине грузинского вторжения в Южную Осетию, прошла у кафедрального собора Святого Георгия Победоносца во Владикавказе.
Акция «Свеча памяти» проходит ежегодно у храма Георгия Победоносца. 8 августа в храмах Владикавказской и Аланской епархии совершают заупокойную службу по всем погибшим. На асфальте выкладывают из свечей «Помним 08.08.08».
Прийти к храму сочла своим долгом Залина Алборова. Вспоминает, что в августе 2008 года находилась в Москве и переживала «очень остро, смотрела новости, звонила родным и друзьям»:
«Я пришла сюда, чтобы выразить сочувствие этой трагедии, то, что произошло в августе 2008 года, как-то поддержать людей. Почувствовать единство нашего народа. Я и в прошлом году здесь была. Это эмоции скорби».
Your browser doesn’t support HTML5
Памятная акция проходит без пафосных выступлений. Здесь не бывает трибун, люди шепотом переговариваются и тихо утирают слезы. Людей было немного, количество собравшихся едва превысило сто человек. Основной костяк составил личный состав внутренней службы МВД, пришедший отдать дань памяти погибшим, и сотрудники самого комитета. Сотрудница комитета по делам молодежи Северной Осетии Стелла Джихаева рассказывает, что задача организаторов в том, чтобы молодежь понимала, что война, прежде всего, – человеческие жертвы:
«Это важно помнить. Эти даты нужно помнить, но таких трагических дат должно быть меньше в будущем... Будущие политики, будущие военачальники – им надо дать понять, что такое война и чем она оборачивается, чем она чревата. Что война – это, прежде всего, человеческие жертвы».
Цхинвалец Азамат Багаев долго не соглашается поговорить. Затем отмечает, что вспоминать о тех днях нелегко:
«Почему мы пришли? Помним, скорбим о тех, кто погиб. Поэтому пришли. Как это забыть? Я лично знал ребят, которые погибли на этой войне. Кого вспомнить? Их очень много. Кого-то определенно не хочется выделять, столько там пацанов осталось. Мужчин, пацанов, да и мирных граждан. Война застала меня в Северной Осетии, узнал о ее начале по телевизору... Мне не хочется это вспоминать».
Подполковник внутренней службы МВД по Северной Осетии, заместитель начальника управления по работе с личным составом по г. Владикавказу Роман Царахов говорит, что считает долгом почтить память погибших:
«Такие даты никогда не должны забываться не только в наших сердцах. Считаю своим долгом и своей обязанностью передать своему сыну и своим детям, чтобы те передавали своим детям из поколения в поколение память о жертвах войны. Чтобы знали, что такое война. Война не различает мужчин от женщин, детей от стариков. Хочу пожелать нашей маленькой Осетии, я всегда считал Южную и Северную Осетию единой своей родиной, чтобы наши старшие, наши дети, наши потомки никогда больше не видели и не слышали звуков войны. Мы молимся за души усопших. Я, как православный человек, молюсь Господу Богу, чтобы души погибших на этой страшной войне с Божьей помощью были в раю».
Жительница Владикавказа Фатима Албегова говорит, что народ никогда не хочет войны:
«Мое мнение такое, что это было столкновение вышестоящих. Простой народ не хотел войны. Люди пострадали, погибли. Низкий поклон им. Царствие небесное тем, кого нет. А те, кто жив, пускай живут, тем здоровья. Спасибо тем, кто отдал свою жизнь, спасая детей, спасая чужих людей. Много таких погибло. Чтобы мы этого никогда больше не видели».
Залина Лалиева пришла на траурное мероприятие с семилетней дочерью:
«Это боль, этого не забыть. Моя мама родом из Южной Осетии. Родственников и друзей там много. Были и убитые среди наших знакомых, сестра моего друга была убита... Это акция объединяет людей, осетинский народ. Это единая боль».
Пока разговариваю с Залиной, ее дочь Диана тянется к микрофону. Спрашиваю, зачем она сюда пришла, ведь это не детский праздник.
«Я хотела увидеть, как зажигают свечи и как вспоминают, узнать, когда была война. Война – это не для детей, это для старших. Никому не нужна война, но война все равно иногда бывает. Чтобы ее не было, нужно сильными и храбрыми быть... И жить мирно и спокойно», – рассуждает она.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия