Острой проблемой остаются случаи задержания граждан Грузии у разделительной линии с де-факто республикой Южная Осетия. Их освобождают из Цхинвальского изолятора после уплаты штрафа за так называемое незаконное пересечение границы. Совсем недавно югоосетинские власти увеличили размер штрафа.
82-летнего Автандила Асанидзе российские пограничники задерживали четыре раза. За освобождение в целом он заплатил более 10 000 рублей. Автандил живет в селе Чвриниси Карельского района. Его село граничит с селом Знаурского района Калети, что теперь за разделительной линией.
До августовской войны 2008 года жители обоих сел не знали, где проходит административная граница, без проблем передвигались, ходили в гости друг к другу. И у Автандила там, в Калети, осталось много знакомых и друзей. Один раз он попался российским пограничникам, когда отправился на похороны друга. Зная о штрафе, захватил с собой две тысячи рублей. Но тогда Автандил не смог упросить российских пограничников о выплате штрафа на месте, его все равно перевезли в Цхинвальский изолятор.
Your browser doesn’t support HTML5
Дважды Автандила Асанидзе задерживали за то, что он погнался за забредшей на ту сторону коровой, а в четвертый – когда решил помочь другому человеку. К тому времени он и с российскими военными уже наладил отношения:
«Нашу односельчанку-девушку поймали тогда, узнав, я тоже погнался за ними, увидев, как она плачет, стал уговаривать их [российских пограничников], чтобы отпустили. Они отказались, тогда я настоял, чтобы вместе с ней и меня задержали. Забрали меня в часть, и там я говорю начальнику, чтобы он мне четыре тысячи рублей одолжил, и завтра бы я ему вернул. У него не было денег, и тогда я предложил, чтобы он позвонил моему другу в Калети, тот сразу же принес. Когда нас забрали в Цхинвали, я в тот же день заплатил эти штрафы, и нас отпустили».
Если бы Автандила Асанидзе задержали на днях, то ему пришлось бы заплатить вдвое больше. Де-факто власти Южной Осетии увеличили денежный штраф за так называемое незаконное пересечение границы до пяти тысяч рублей. Из-за этого задержанных 21 октября в лесу жителей села Ахмаджи Ахалгорийского района Ясона Шукакидзе и Георгия Шаманаури освободили спустя четыре дня. Освобождение затянулось из-за сбора денег: родственники задержанных не знали, что вместо четырех тысяч рублей в Цхинвали нужно было отправить 10 тысяч.
У конфликтолога Зураба Бендианишвили есть своя версия, почему в Цхинвали увеличили штраф:
«За счет этого платят премии. Увеличением тарифа, наверное, и стимул увеличится у них (российских пограничников), и больше людей станут задерживать, другого никакого фискального эффекта у этой меры нет».
Бендианишвили не исключает, что после увеличения штрафа участятся и задержания граждан на разделительной линии. Граждане Грузии все чаще жалуются на случаи засад со стороны представителей оккупационных сил и вылазок на контролируемые грузинскими властями территории. Граждан задерживают с угрозой применения оружия, потом отводят их к баннеру, фотографируют там и переводят на военную базу и дальше – в Цхинвальский изолятор. Оттуда освобождают после уплаты штрафа.
К примеру, так было с Майей Отинашвили из села Хурвалети. Ее в начале октября российские военные попросту перетащили через колючее заграждение из собственного сада. Очевидцами были ее супруг и односельчане.
Задержанные в Цхинвали вынуждены подписать документ, в котором они признаются, что нарушили «государственную границу Южной Осетии». И таких «признательных» документов у де-факто властей множество.
Что бывает с теми, кто не в силах заплатить штраф? Рассказывает житель Бершуети Тамаз Абдулаев:
«Когда меня задержали, у меня денег не было. Я за дровами шел. Так они раздели и разули меня и, извините, в трусах отпустили».
С января по сентябрь 2018 года за так называемое незаконное пересечение границы было задержано 82 гражданина Грузии, в 2017 году – 126 человек. Только в этом году в виде штрафов от граждан Грузии в цхинвальский бюджет поступило более 150 тысяч рублей. Согласно обнародованной статистике Комитета безопасности де-факто республики, в сентябре за «нарушение границы и пограничного режима» было задержано 53 человека, из них только пятеро были гражданами Грузии, остальные же – жители Цхинвальского региона, желающие попасть на подконтрольные грузинским властям территории.