Вчера в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» состоялось собрание оппозиционно настроенной общественности республики, которое в очередной раз отметило «глубокий системный кризис в стране» и обратилось к президенту Абхазии Раулю Хаджимба с требованием досрочно уйти в отставку.
Если начать отсчет со съезда партии «Амцахара» на сухумском стадионе «Динамо» 22 октября 2015 года, то в общей сумме количество таких обращений оппозиции к президенту на различных митингах, партийных съездах и собраниях общественности превысило уже, наверное, десяток. И это напоминает популярное до сих пор на постсоветском пространстве шутливое выражение про 723-е (тут можно ставить любое трехзначное число) последнее китайское предупреждение. Напомню, что за десяток с лишним лет к 1964-му количество подобных строгих предупреждений Пекина США из-за конфликта вокруг Тайваня перевалило за 900…
15 октября с. г. один из лидеров политической оппозиции Аслан Бжания сообщил в интервью, что вместо октябрьской бессрочной акции протеста, о которой в абхазском обществе уже несколько месяцев ходили слухи, решено, дабы «перенаправить назревающую энергию протеста», провести в этом месяце собрания различных сообществ – молодежи, ветеранов, людей старшего поколения, творческой интеллигенции, чтобы они обратились к президенту с тем же предложением. Форум молодежи Абхазии провели уже на следующий день, а вот соответствующих собраний ветеранов, интеллигенции пока не последовало.
Your browser doesn’t support HTML5
Что касается вчерашнего собрания общественности, то многие наблюдатели склоняются к мысли: побудительным мотивом к нему была инициатива, с которой выступил в прошлый четверг 25 октября на заседании Собрания г. Сухума его председатель Константин Пилия. Он предложил Собранию принять обращение к президенту, парламенту и общественно-политическим организациям республики с призывом перенести выборы президента страны с августа на апрель 2019 года: это позволит людям, для которых основная статья дохода – прием и обслуживание отдыхающих, в спокойной обстановке, без напряжения работать в летний курортный сезон. Собрание в целом принимать такое обращение не стало, но значительная часть его депутатов подписала данный текст в индивидуальном порядке. В любом случае, эта инициатива, прозвучавшая, так или иначе, в поддержку оппозиционных настроений, не раз упоминалась в выступлениях на собрании общественности 30 октября. И обращение собрания к президенту было принято с предложением назначить досрочные выборы именно на будущий апрель.
Председатель политической партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба заявил в своем выступлении о целесообразности проведения выборов главы государства даже не в апреле, а «зимой или в начале весны». Причем говорил он об этом как о «компромиссном решении». По его словам, «совершив в мае 2014 года антиконституционные действиях и придя к власти, нынешний президент если не ухудшил, то уж никак не улучшил ситуацию в стране. Тогда для чего нужны были все эти действия, для чего нужно было силой приходить к власти, если не сделано ничего на пользу народа? Все обещания, в которые мы поверили, в которые поверила значительная часть нашего общества, оказались просто обманом». Шамба напомнил о том, что «в мировой истории известно немало примеров того, когда руководитель страны, для того чтобы подтвердить свою легитимность, показать, что у него есть поддержка в обществе, самостоятельно принимал решение о досрочной отставке, назначал выборы, участвовал в них и выигрывал».
Я тоже недавно рассуждал на «Эхе Кавказа» о таких прецедентах в мире, но подчеркивал: это обычно происходит по инициативе главы государства, когда он чувствует, что это подходящий для него момент упрочить свое положение в стране, а отнюдь не под давлением оппозиции. В нашем случае главное, убежден, – эмоциональное начало: для президента Хаджимба пойти сейчас на уступку в вопросе даты выборов – это проявить и продемонстрировать обществу свою слабость, и именно поэтому он и его команда будут подобному сопротивляться изо всех сил.
И еще вспоминается такое рассуждение многих в нашем обществе: чем меньше времени будет оставаться до конституционного срока очередных президентских выборов, тем борьба за их хронологическое приближение в глазах людей, политически не ангажированных, нейтральных, будет выглядеть все нелепее. В 2015-м, в 2016-м, когда оппозиция развернула борьбу за проведение референдума о досрочных президентских выборах, это было еще логически объяснимо. Но апрель 2019-го и август 2019-го разделяют всего четыре месяца! И в неутихающей полемике о времени проведения выборов объективному наблюдателю все чаще слышится просто: «Я так сказал! Мы так хотим!»
Что касается «неудобного времени» избирательной кампании, совпадающей с летним курортным сезоном, то тут есть, конечно, свой резон. Правда, два последних раза: в 2011-м и 2014-м годах – президентские выборы как раз выпадали на конец августа, на самый пик сезона, и ничего страшного не случалось. А почему они выпадали на этот срок, хорошо известно; в первый раз за три месяца до него скоропостижно скончался второй президент РА Сергей Багапш, а во второй – был вынужден под давлением политических противников подать в отставку третий президент Александр Анкваб. А вот первые всенародные выборы президента Абхазии на альтернативной основе, в 2004-м, проходили 3 октября, а вторые, в 2009-м (те, что были в начале 2005-го, не беру в расчет), - 12 декабря.
Ну, да, ведь можно сказать, что осень и начало зимы – это в Абхазии традиционно пора свадеб, а еще мандариновый сезон, от чего тоже отвлекать людей не хотелось бы. А Новый год – это вообще святое. («Дайте людям встретить Новый год!» - вскричал, помнится, один участник заседания политсовета партии «Единая Абхазия» в ходе обсуждения вопроса, присоединяться ли партии к проведению оппозиционного схода-митинга 15 декабря 2016 года.) Так что время с февраля по май – это и впрямь, может, в этом плане самое подходящее время (вывозом мимозы в начале марта занято все же не так много людей). Но ясно же, что «сезонные неудобства» – это, как правило, просто лишний аргумент в политической борьбе. Если время проведения выборов устраивает представителей политического лагеря, про эти неудобства благополучно забывают.
Кстати, любопытна была реакция интернет-комментаторов на предложение Константина Пилия, когда он в прошлый четверг озвучивал свою инициативу – инаугурацию избранного главы государства провести 27 мая 2019 года. (То есть в пятую годовщину событий 2014 года.) «Это что, прикол такой?» – удивился один форумчанин. «Может, будем еще отмечать этот день песнями и танцами на площади?» – возмутился другой. А мне кажется, Пилия имеет тут в виду следующее. Хотя официально Хаджимба победил на президентских выборах в августе 2014 года, фактически власть к его команде перешла или стала переходить (какое-то время было двоевластие) сразу после 27 июля. А это значит, что реально 27.05.2019 исполнится пять лет, конституционный срок, нахождения этой команды во власти.
Остановлюсь еще на двух выступлениях на собрании общественности. Инал Хишба, избранный председателем Форума молодежи Абхазии, состоявшегося в том же зале две недели назад, сообщил, что в Министерство юстиции поданы документы для регистрации молодежного объединения, не являющегося молодежным крылом никакой политической партии, – «Форум молодежи Абхазии». Он отреагировал на саркастическое замечание в комментарии пресс-службы политической партии «Форум народного единства Абхазии» – о том, что среди участников форума молодежи было много убеленных сединой делегатов: «Многие из нас уже полысели в ожидании перемен, обещанных на второй день после вашего прихода к власти».
А житель села Куланурхуа Хирбей Смыр заявил: «Я боролся за возвращение Александра Анкваба в Абхазию. Почему он сегодня не поддерживает Бжания? Почему он не рядом с ним?»
Сегодня пресс-служба президента Абхазии прокомментировала заявления, прозвучавшие на собрании общественности в Сухуме, и, естественно, отвергла предложение о досрочных выборах. В комментарии, в частности, говорится: «Предвыборная кампания, которая стартует в сроки, определенные конституционными нормами, не может отразиться на курортном сезоне, так как выборы президента – это неизбежный политический процесс любого демократического государства, не зависящий от времени года. Хотелось бы напомнить, что выборы президента в 2011-2014 годах, а также инициированный отдельными оппозиционными силами референдум проводились в летний период и не сказались на курортном сезоне».
Штаб Общенационального движения в защиту государственности Абхазии уже успел сегодня ответить на этот комментарий. В нем, в частности, говорится: «То, что в качестве аргумента пресс-служба президента привела примеры выборов 2011 и 2014 годов, нельзя назвать иначе, как неприкрытым цинизмом. Выборы 2011 года прошли после скоропостижной смерти президента Сергея Багапша, а в 2014 году – после насильственного отстранения от должности президента Александра Анкваба. А сравнивая референдум и выборы главы государства, пресс-служба президента в свойственной нынешним властям манере пытается ввести граждан в заблуждение. По масштабам, количеству задействованных людей, накалу страстей, референдум и выборы главы государства абсолютно несопоставимые кампании. Требование о переносе выборов на весну не нарушает Конституцию. Основной закон государства предусматривает возможность проведения досрочных выборов президента. (статья 65 Конституции Республики Абхазия). Господа, неужели вам не понятно, что сокращение туристического потока даже на 30% несет за собой уменьшение доходов на те же 30%».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия