В Северной и Южной Осетии отмечают праздник Уастырджы – Джиуаргоба. На Севере этот день впервые объявлен выходным. С поздравлением к согражданам обратился глава РСО-Алания Вячеслав Битаров и югоосетинский президент Анатолий Бибилов.
Осетины всегда особо выделяли Уастрыджы – покровителя мужчин, путников, защитника бедных и обездоленных, наставника молодежи. В Нартовском эпосе он является еще и посредником между богом и людьми, а святилища в честь Уастырджы можно найти во многих уголках двух Осетий. Изображают святого в образе статного седобородого старца на коне.
В начале 1992 года в Осетии обсуждали явление святого в поселке Дигора. Его якобы видели играющие школьники, когда на крышу одного из недостроенных домов у реки медленно спустился, как они рассказывали, «светящийся объект». Большинство очевидцев того «чуда» описывали Уастырджы как «огромного роста старика с окладистой седой бородой в белом одеянии, сидевшего на белом крылатом трехногом коне. Крылья коня были небольшого размера, и от них во все стороны летели искры. Когда конь опустился на крышу, его крылья поднялись вверх». Один из взрослых свидетелей рассказывал, что услышал голос: «Вы перестали молиться Богу!» А затем: «Берегите свою молодежь!»
Your browser doesn’t support HTML5
До сих пор осетины спорят о том, действительно ли Уастрыджы – это христианский Георгий Победоносец. Одни говорят, что это исключительно осетинский святой, языческое божество. Другие – что во времена христианизации Алании образ Уастрыджы слился с образом Святого Георгия, и в православной по большей части Осетии эта традиция прижилась.
Как отмечают праздник, посвященный Уастрыджы? Открытые источники отсылают к трудам известного ученого Людвига Чибирова: «Праздник всегда приходится на последнее воскресенье ноября и длится одну-две недели. Традиционно с понедельника по понедельник».
Накануне в Цхинвале уже начали готовиться к «неделе Уастырджы» – в воскресенье принято приносить жертву – забивать быков, поэтому этот день называют «галэргэвдэн».
Этнограф из Южной Осетии Аза Кокоева в беседе с «Эхом Кавказа» говорит, что, согласно ее исследованиям, праздник святого Уастрыджы должен отмечаться не 19 ноября, а 26 декабря, и что ученые до сих пор не свели календарь осетинских праздников. Есть отличия и между тем, как отмечают его на Севере и на Юге Осетии, к примеру, в Южной Осетии празднества никогда не длятся неделю:
«Этот праздник важен для нас потому, что испокон веков осетины поклонялись Уастырджы. И это божество, которому поклонялись, это мужское божество. Женщины не имеют права называть его по имени. Он освещает дорогу мужчинам. У нас меньше в Южной Осетии его святилищ, в Северной Осетии много. И, конечно, это особо чтимое у осетин божество, и когда мы на свадьбах завершаем их песней Уастрыджы, и первый тост у осетин, у южных осетин – еще Нафи Джуссойты об этом говорил – был за Бога и Уастырджы, мы их объединяли. В Северной Осетии отдельно говорят за Бога, второй тост за Святого Георгия, третий за святые места. Этим праздником, неделей Уастырджы, заканчиваются все религиозные праздники, затем идет Новый год, потом Рождество (шыппурс), потом Великий пост (мархо), и до Пасхи никто уже не справляет ни один религиозный праздник. Во время Джиуаргоба раньше осетины справляли свадьбы».
Юрий Бетеев, местный общественник и почитатель традиционных осетинских верований, говорит, что Уастырджы так почитаем в Алании, потому что в нартовском эпосе он является, прежде всего, посредником между Богом и людьми:
«Таким образом, и в военных действиях, и в дороге люди всегда просят Уастырджы, чтобы он защищал их от неприятностей. Вы, наверное, помните 23 ноября 1989 года, когда 15 человек остановили 40 тысяч митингующих, которые шли со стороны Грузии. И как раз это было под святилищем над городом (святилище Уастырджы), святым местом, которое оберегло тогда наших ребят и дало им сил противостоять. Есть еще Джеры Уастырджы, который помогает уносить все плохое, там бесов изгоняли. Сейчас мы находимся в Царитатта, здесь тоже святилище Уастырджы».
Бетеев считает путаницей названия праздника «Джиуаргоба – неделя Уастрыджи»:
«Джиуаргоба – это христианский праздник, который празднуется 23 ноября, День Святого Георгия. Это разные моменты, разная стилистика, разные верования. В последнее время люди начали в этом разбираться, и 23 ноября христиане празднуют день Святого Георгия, и 6 мая, а неделя Уастырджи – это последняя неделя ноября».
Сегодня каждая осетинская семья будет возносить молитвы и праздновать еще и Лæгты æхсæв (ночь мужчин). В этот день обязательно приносили в жертву козла темного окраса, что по преданию отгоняло злых духов. Согласно традициям, женщины готовят пироги, накрывают стол, а затем оставляют мужчин пировать до утра.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия