Мир окрасился в оранжевый: стартовала 16-дневная кампания, направленная против гендерного насилия. Грузия в очередной раз присоединилась к ней.
Тбилисская телебашня, как и многие другие достопримечательности в разных городах мира, накануне окрасилась в оранжевый. Глобальная кампания охватывает 16-дневный период с 25 ноября – Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин – по 10 декабря – это День защиты прав человека. В этом году эти 16 дней с подачи Женской организации ООН проходят под слоганом #Hear me too, который в русскоязычной версии звучит как #не молчи.
Ровно четыре года назад Женское движение впервые заявило о себе, как о гражданском объединении: тогда его представители вышли на улицы, для того чтобы сказать «нет» фемициду – эту дату впервые отметили в Грузии так масштабно. Причиной этому стала рекордно пугающая статистика, акции в 23 городах страны прошли, собственно, под слоганом «Не допусти 26-е убийство».
Your browser doesn’t support HTML5
Можно сказать прямо, вспоминает одна из участниц Женского движения Ида Бахтуридзе: тогда ведомства не справлялись со своими обязанностями, а проще говоря, не были готовы защитить женщин. Впрочем, с тех пор, говорит активистка, многое изменилось как с законодательной, так и с практической точки зрения, поэтому теперь уже можно начать разговор не только о защите, но и об усилении женщин.
«В МВД открылся департамент защиты прав человека, который фокусируется на проблемах домашнего насилия и насилия над женщинами, был внедрен механизм оценки рисков и пр. Было осуществлено много изменений, которых мы добивались многие годы. Это значительно улучшило ситуацию и дало возможность начать говорить о следующем этапе – об экономическо-социальном усилении женщин, переживших насилие», – говорит Ида Бахтуридзе.
Можно сказать, что ежегодно 25 ноября Женское движение анонсирует тему, над которой планирует работать в течение всего года. Соответственно, этот год, по словам активистки, они намерены посвятить вопросам, с которыми женщины сталкиваются после реабилитации в приютах и кризисных центрах: главным образом это – куда идти после и как зарабатывать? По словам Иды Бахтуридзе, они хотят начать дискуссию с властями о возможном создании программы доступного жилья для женщин, переживших насилие.
«Речь идет о женщинах, которые уже прошли реабилитацию, которые должны покинуть приют, но им некуда идти. Наш опыт показывает, что часто женщины вынуждены возвращаться в дом насильника, только для того, чтобы не остаться с детьми на улице. Это именно тот ключевой аспект, который зачастую создает замкнутый круг насилия. Для того чтобы разорвать его, государство должно предложить женщинам реальную альтернативу. После МВД, которое довольно успешно выполняет изменения, запрошенные нами, теперь черед за местными самоуправлениями и центральной властью».
На сегодняшний день в масштабах Грузии функционирует около десяти приютов, говорит глава НПО «Национальная сеть защиты от насилия» Элисо Амиреджиби. Приют, которым управляет НПО в Тбилиси, был открыт еще 15 лет назад, когда сам термин «домашнее насилие» еще большинству в Грузии был неизвестен, рассказывает Амиреджиби. Он рассчитан на 20 человек, а т.к. женщин туда принимают с детьми, эти 20 мест могут распределяться по-разному: например, на восемь женщин и 12 детей, словом, по ситуации. Официально они могут находиться там в течение трех месяцев, но здесь опять же зависит от сложившихся обстоятельств, говорит правозащитник. Женщинам в приюте помогают подготовиться к жизни, которая должна начаться после того, как они его покинут: у них, к примеру, есть кулинарные курсы, некоторым удается помочь с трудоустройством, говорит Амиреджиби. Здесь, как в известной поговорке: нужно не рыбу дать, а научить ее ловить. При этом Элисо Амиреджеби, как и другие представительницы Женского движения, говорит, что безусловный прогресс в этой сфере в целом налицо:
«Для того чтобы не сбавлять темп, нам нужно постоянно продолжать говорить об этом, о том, что государство обязано защищать права людей, а одним из основных приоритетов должна быть защита жертв домашнего насилия. В последнем исследовании Женской организации ООН сказано, что каждая седьмая женщина в Грузии подвергалась семейному насилию. Будь то правоохранительные органы, социальная сфера, власти, бизнес, который тоже должен включиться в процесс, – мы должны постоянно напоминать им об этом».
Амиреджиби полагает, что частному сектору следует сделать определенные шаги в этом направлении: создать специальные социальные программы по трудоустройству для женщин, переживших насилие.