21 сентября я рассказывал на «Эхе Кавказа» о состоявшейся в Доме Москвы в Сухуме беседе за «круглым столом», в которой приняли участие около пятидесяти представителей многочисленных организаций соотечественников России в Абхазии. Проведение ее было инициировано посольством России в Абхазии, а посвящалась она обсуждению подготовки страновой конференции российских соотечественников в нашей республике.
Общественный интерес к этому, казалось бы, совершенно рутинному мероприятию был вызван тем, что работа Координационного совета, избранного на предыдущей, третьей страновой конференции в ноябре 2014 года и возглавляемого гагрцем Игорем Лищенко была не просто провалена, а провалена трижды. А как еще охарактеризовать ситуацию, когда через год этот КС не отчитался о проведенной работе на очередной страновой конференции, как предыдущие? Не отчитался он и в 2016 году, и в 2017-м. Его критики в среде российских соотечественников в РА (Геннадий Никитченко, Владимир Попов и другие) считали и считают, что КС просто нечего было сказать и он боялся уничтожающей критики на конференции. Объяснения оттяжек приводились самые смехотворные – вроде сложной международной и внутриполитической в Абхазии обстановки. Но сколько веревочке не виться… В этом году к работе в Абхазии приступил новый посол РФ Алексей Двинянин, и затягивать дальше дело стало уже невозможно. И 21 сентября всеми было решено провести страновую конференцию 25 ноября.
Your browser doesn’t support HTML5
Критики КС (руководство в нем перешло к тому времени к Александру Рязанцеву) уже потирали руки, предвкушая, как они затребуют на конференции отчета о работе Совета за четыре года, в том числе и финансового, но… Прежнее руководство КС сделало гениальный ход конем, проведя, в нарушение договоренностей участниками круглого стола, четвертую страновую конференцию 24 ноября и пригласив на нее только те лояльные Совету организации, с кем в 2017 году он подписал соглашение о сотрудничестве. Но не пригласив, разумеется, ни одно СМИ. В общем, что называется, постарались выйти сухими из воды. Председателем нового КС была избрана, как я узнал по сарафанному радио, Ольга Колтукова.
25 ноября в помещении посольства РФ в Абхазии состоялась-таки обещанная конференция «для всех». Но опять же без приглашения СМИ. В принципе, это право организаторов – делать мероприятие открытым или закрытым. Но у общества есть право на получение информации.
Когда я обратился в посольство, там решили, что на мои вопросы ответит посол. Сегодня мы встретились, и Алексей Двинянин начал с того, что координирует свою работу с организациями российских соотечественников в РА с новым руководителем представительства Россотрудничества Вадимом Чехой. И продолжил:
«У меня, как у нового посла Российской Федерации в Республике Абхазия, поставлена задача по консолидации российских соотечественников в республике. Потому что то, что тут раздрай и раскол, ни для кого не секрет.
– Очень нелегкая задача.
– Нелегкая, нелегкая задача. Значит, Координационный совет организаций российских соотечественников Республики Абхазия… сложное название… он был создан лет пять назад еще. Последние три года, в Москве работая уже на абхазском направлении, я никакой деятельности Координационного совета не видел, кроме того, что они выпрашивали деньги у Россотрудничества и у посольства России. Куда шли эти деньги, непонятно. При нем был создан Центр правовой поддержки российских соотечественников. Он сделал финансовый отчет за 2017 год только в октябре этого года, потеряв, естественно, право на продолжение гранта в текущем году. И мы объявили на круглом столе в сентябре, что 25 ноября посольство проводит объединительную страновую конференцию всех, подчеркиваю, абсолютно всех организаций соотечественников – зарегистрированных, незарегистрированных. Возвращаясь к Координационному совету… Его деятельность меня, как нового посла, совершенно не устраивала. Вот я уже здесь полгода. Я их видел один раз. От них был один вопрос: «Деньги дадите?» Я спросил: «На что?». Ответа не поступило. Я сказал: «Ребята! Мы будем с вами строить отношения, как и с другими. Вы для нас все равны». После этого они вдруг решили провести свою конференцию накануне, 24 ноября. Я там не был, о чем там шла речь, какие были достигнуты договоренности, мне неизвестно.
– Там избрали председателем Колтукову, бывшего министра соцобеспечения Абхазии…
– Да, Колтукову. Грамотная, на мой взгляд, женщина. Мы с ней побеседовали 25 ноября.
– Что здесь происходило 25-го, уже в посольстве? Это как называлось?
– Объединительная страновая конференция организаций российских соотечественников в Республике Абхазия.
– Та тоже страновая конференция была?
– Да, но наша была шире»
По словам посла, в «объединительной конференции» приняли участие 59 человек от 24 организаций. Разговор, на его взгляд, получился конструктивный. Решили не спешить, выработать проект резолюции конференции и собраться вновь через месяц, уже в более узком составе, только руководители организаций. То есть процесс проходит «многоэтапный». Я спросил:
– И там тоже выберут руководителя, да?
– Вы знаете, моя позиция – не выбирать одного руководителя. Мы предложим, если нам удастся создать эту общественную организацию, чтобы там был коллегиальный орган, чтобы это не был Иванов, Петров или Сидоров. Ну, я не знаю – коллегия, президиум. Я считаю: от трех до пяти человек.
– Я вот подумал: если там будет один руководитель, то как он будет строить взаимоотношения с Колтуковой?
– Логично, логично, логично. Мы хотим это сделать максимально мягко. Процесс этот сложный. Он непростой и небыстрый. Поэтому я использовал слово «многоэтапный».
В заключение Алексей Двинянин подчеркнул:
«Мы собираемся действовать в строгом соответствии с законодательством Республики Абхазия и обязательно согласовать с администрацией президента РА проект резолюции. Наша общая цель – созидательная работа всех национальных меньшинств на благо Республики Абхазия и ее народа».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия