«Грузинский марш» выходит из тени – ультранационалисты, запомнившиеся громкими акциями протеста по поводу легализации марихуаны и занимающие непримиримую позицию по отношению к сексуальным и другим меньшинствам, намерены реализовать свои идеи на политическом поприще.
Досрочные парламентские выборы и смена власти в стране – один из лидеров националистического движения «Грузинский марш» Константин Моргошия сегодня на специальном брифинге озвучил амбиции ультраправых. Он уверен, что проповедуемую им и его соратниками идеологию разделяет большая часть грузинского общества – в частности, те, кто не поддержал на прошедших президентских выборах ни Саломе Зурабишвили, ни Григола Вашадзе:
«Первый и второй тур показали, что «Грузинская мечта» и «Национальное движение» пользуются поддержкой максимум 36-37% населения. Простая арифметика – правительство и оппозиция, имея поддержку меньшинства, управляют страной. И это большая проблема. Никто из них не отражает чаяний грузинского народа. Есть очень четкое ощущение, что правительство всеми своими действиями подтверждает, что не владеет ситуацией в стране. И внеочередные парламентские выборы покажут, кого на самом деле поддерживает грузинский народ».
Your browser doesn’t support HTML5
Но для этого, уверены националисты, необходимо изменить избирательное законодательство. Причем сделать это нужно уже в ближайшую неделю – до инаугурации избранного президента, так как 16 декабря, параллельно со вступлением в должность Саломе Зурабишвили, вступят в силу и поправки к Конституции, в том числе касающиеся избирательного процесса.
В том, что это удастся сделать, Моргошия не сомневается. Как и в том, что политическое будущее страны останется за «Грузинским маршем» и его последователями. Для этого ультраправые готовы объединиться с другими политическими силами. Правда, конкретизировать, кто готов разделить с «маршистами» тяготы политической борьбы, Моргошия не стал:
«Мы обязательно будем в блоке с другими политическими объединениями. Сейчас идут консультации. На данном этапе я воздержусь от перечислений, поскольку пока не достигнут консенсус по вопросу о том, с кем мы будем. Впрочем, мы будем очень представительным составом. Вокруг этого объединения будет создан именно тот центр силы, которого ждет общество».
При этом, несмотря на схожесть требований о досрочных парламентских выборах с «Единым национальным движением» и объединенной оппозицией, ни о каком сотрудничестве с партией Михаила Саакашвили речи не идет, отмечает Моргошия. Более того, если верить представителю «Грузинского марша», не ведутся переговоры и с «Альянсом патриотов», чья идеология довольно близка «маршистам». Впрочем, в отношении соратников Ирмы Инашвили Моргошия не столь категоричен:
«Мы не исключаем сотрудничества ни с кем, но на данном этапе могу подтвердить, что никаких переговоров с «Альянсом патриотов» не ведется».
А вот среди своих зарубежных партнеров «Грузинский марш» видит европейские националистические движения – такие как немецкая PEGIDA (Патриотические европейцы против исламизации Запада) и французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Правда, пока союзники в Европе у грузинских националистов, которых, к слову, подозревают в связях с Москвой, лишь в проекте.
Так или иначе, «Грузинский марш», в покровительстве которому оппозиция обвиняет руководство страны, по-видимому, решил разыграть собственную карту. Если до второго тура выборов внутри движения были разногласия по поводу того, поддержать или нет протеже правящей партии Саломе Зурабишвили, то после ее победы, видимо, победила точка зрения одного из лидеров «Грузинского марша» Сандро Брегадзе, который выступает категорически против президентства Зурабишвили:
«Ее прошлая деятельность, начиная с противостояния со Звиадом Гамсахурдия и заканчивая сегодняшним днем, когда она делает, мягко говоря, неадекватные заявления... Этот человек никогда не будет проводником интересов грузинского народа. И поэтому (на сцену) выходим мы. Мы выходим исходя из принципов национальной безопасности, исходя из тех принципов, которыми мы руководствовались и руководствуемся. Наш путь – это путь Звиада Гамсахурдия и Мераба Костава. А путь Звиада Гамсахурдия и Мераба Костава очень отличается от пути Саломе Зурабишвили».
Ультранационалисты уверены, что большинство избирателей разделит их идеи. Начать путь к власти «Грузинский марш» планирует с масштабной акции протеста у здания правительственной канцелярии, с палатками и прочими атрибутами, которая начнется ориентировочно через две недели. Сегодня же ультранационалисты были замечены у Дома юстиции, где напомнили о себе, присоединившись к протесту против разрешения продавать земли иностранцам.