«Грузинская мечта» за оздоровление системы правосудия – партия власти по итогам сегодняшнего заседания политбюро опубликовала заявление, в котором призвала все политические силы и общественные организации избегать «нездорового политического противостояния» по вопросу оптимизации работы третьей власти. Несогласным с генеральной линией партии власти указали на выход.
Большая часть обращения, распространенного в Facebook, посвящена вопросу, ставшему предметом острой критики не только со стороны оппозиции и гражданского сектора, но и вызвавшим серьезные разногласия в самой правящей команде. Тема списка кандидатов в Верховный суд руководству «Грузинской мечты» кажется «политически мотивированной кампанией по дискредитации судебной власти». Не обошлось и без ставшего традиционным напоминания о «годах кровавого режима»:
«Мы не скажем ничего нового, а лишь напомним общественности, что государство, доставшееся «Грузинской мечте» 1 октября 2012 года, было государством, где человек не мог найти правосудия. Мы все помним, что тоталитарная государственная машина принесла судебную власть, как и все другие государственные институты, в жертву собственной репрессивной политики, превратив ее в один из инструментов угнетения общества».
Your browser doesn’t support HTML5
Теперь же, считают в руководстве партии власти, все по-другому:
«Мы отказались от порочной практики революционных чисток системы, выбрали непростой, но единственный законный путь по ее оздоровлению – дали возможность судебной власти самой избавиться от политического пресса».
Когда и как именно судебная власть избавилась от «политического пресса», в заявлении не сказано. Зато сделан акцент на «призовые» места в различных рейтингах. Среди положительной статистики – выросшее в шесть раз число оправдательных приговоров, а также сократившийся в три раза показатель по присуждению предварительного заключения. «Грузинская мечта» уверяет: реформа судебной системы заслужила положительные отзывы от представителей различных авторитетных международных организаций, а страна заняла лидирующие позиции в регионе по эффективности суда и защищенности граждан.
Что же касается самого «судейского списка», то его формирование Высшим советом юстиции было сделано в рамках Конституции, чей обновленный вариант, собственно и давший Совету такие полномочия, вступил в силу 16 декабря прошлого года одновременно со вступлением в должность нового президента. А необходимо это было «для преодоления тяжелого кадрового кризиса в Верховном суде». Теперь же, чтобы исключить любые инсинуации на этот счет, правящая команда готова рассмотреть каждую кандидатуру в отдельности. Но, жалуются в «Грузинской мечте», добрую волю партии власти оппозиция и ее сателлиты не оценили:
«Несмотря на то что процесс принял абсолютно конструктивный характер и появилась возможность устроить правовую дискуссию, ориентированную на максимальную включенность в нее политических, гражданских и общественных групп, атаки и медиаштурм судебной власти продолжились, в авангарде которых встали «Национальное движение» и действующие или бывшие лидеры его политических партий-сателлитов и аффилированных с ними на протяжении многих лет неправительственных организаций и профессиональных объединений».
В общем, нападок на судей правящая партия не допустит. Даже если ради этого придется расстаться с некоторыми из ее старожилов. В частности, депутат Гедеван Попхадзе по итогам заседания политбюро дал понять – ноги его в «Грузинской мечте» больше не будет. Причем во второй раз. Однажды уже уходивший из партии власти, но затем все же вернувшийся, Попхадзе на этот раз настроен более решительно:
«Речь идет о том, кто кого опередит, исключат ли меня из «Грузинской мечты» или я уйду сам. Я приму окончательное решение вместе с моими друзьями. Думаю, что по ценностям мы очень отдалились друг от друга. Мы, те, у кого есть другая позиция и кто является непримиримым к тем тенденциям, которые фиксируются в связи с судом, должны принять решение. На данном этапе мой настрой таков, что мне нужно больше независимости, чтобы говорить с народом до конца о том, что касается суда и политического развития страны. Если нужно делать моральный выбор, нужно его принимать. У меня создается впечатление, что я планирую покинуть большинство, однако этот вопрос я должен решить вместе с моими друзьями».
Еще один яркий представитель и по совместительству генсек «Грузинской мечты», а также мэр Тбилиси Каха Каладзе дал понять: двери партии открыты. В случае несогласных с генеральной линией – на выход:
«После того как внутри партии произойдет согласование, дальнейшее наличие различных мнений будет неправильным. Это способствует развалу команды. Если кто-то хочет покинуть партию, – двери открыты. Если внутри партии существуют люди, которые хотят покинуть партию, то это их воля».
Но главный оппонент генеральной линии партии – Эка Беселия – ни уходить из большинства, ни даже слушать такие предложения не намерена. Бывшая глава юридического комитета, получившая сегодня еще один чувствительный репутационный удар в виде избрания на ее место Анри Оханашвили, против кандидатуры которой она выступала категорически против, указала мэру Тбилиси, кто в доме хозяин:
«Я нигде не нахожусь в гостях. Напротив, я приняла тех людей, которые пришли (в «Грузинскую мечту»). Я не гость, гостю можно сказать: если не согласен – уходи. Но когда гость говорит хозяину – уходи, мне кажется, мы имеем дело с какой-то аномалией. Если хозяин решит куда-то уйти, он сам примет такое решение. Так что давайте не будем говорить друг с другом в таком тоне».
Впрочем, настоящий хозяин «Мечты» по-прежнему воздерживается от публичных выступлений, наблюдая за противостоянием внутри своего политического детища со стороны. При этом некоторые наблюдатели отмечают: тональность сегодняшнего официального заявления «Грузинской мечты» дает основания предположить – в таком важном вопросе, как будущее судебной системы, Бидзина Иванишвили не готов играть в демократию ни с политическими противниками, ни даже с соратниками.