Обеспечить большинство в большинстве, чтобы приостановить бессрочное назначение судей – Эка Беселия, вступившая в жесткое противостояние с товарищами по партии из-за принципиальных разногласий по вопросу системы правосудия, теперь пытается заручиться поддержкой депутатов, чтобы провести в жизнь разработанный ею законопроект.
Документ подразумевает запрет на бессрочное назначение судей до 2025 года, когда, по расчетам Эки Беселия, завершится судебная реформа, призванная исключить коррупцию в системе правосудия. Для того чтобы ее идеи приняли форму закона, нужна поддержка, и депутат начала сбор подписей. Но, к удивлению бывшей главы юридического комитета парламента, члены ее политической «альма-матер» не разделили ее энтузиазма:
«Кто говорит о том, что даже не слышал об этой инициативе, лукавит. Я поднимала эту инициативу дважды на заседаниях большинства. Дважды ставила вопрос, и дважды председатель партии (Бидзина Иванишвили) со мной соглашался».
Your browser doesn’t support HTML5
Большие сомнения относительно необходимости подождать с бессрочными решениями в отношении кандидатов в судьи испытывает преемник Беселия на посту главы юридического комитета. Анри Оханашвили, назначению которого Беселия противилась до последнего, теперь ставит под сомнение профпригодность бывшей начальницы:
«Есть много вопросов, которые требуют ответов. Первый касается конституционного стандарта. Насколько этот законопроект удовлетворяет его критериям. Есть также множество других вопросов. К примеру, насколько он справедлив: насколько справедливо будет по отношению к тем людям, которые отработали трехгодичный испытательный срок и к которым у нас нет вопросов. Что мы им скажем?»
В ответ Беселия усомнилась в верности Оханашвили лидеру «Грузинской мечты»:
«Если Оханашвили более подответственен Зардиашвили (Вано Зардиашвили – заместитель главы юридического комитета, противник Беселия), чем председателю партии, то пусть сами в этом разберутся. Этот вопрос не мне решать».
Обмен любезностями главных юристов партии власти пришлось комментировать коллегам. Вице-спикер парламента Гия Вольский дал понять: если кому-то не нравятся решения правящей команды, они вольны отправиться в самостоятельное плаванье по политическим волнам:
«Никто не должен ни обижать, ни обижаться и своими саркастическими комментариями беспокоить общественность. Если различие в точках зрения достигло такого уровня, что люди не могут больше работать вместе, нет никакой трагедии в том, чтобы группа освободилась от тех людей, которые думают иначе. Или, скажем, наоборот».
Впрочем, политическая погода, судя по нежеланию Эки Беселия озвучивать окончательное решение относительно дальнейшего пребывания в рядах «Мечты», не внушает бывшей главе юридического комитета парламента особых надежд на благополучное будущее вне детища Бидзины Иванишвили.
Но у госпожи Беселия есть еще козыри в рукаве – она сумела остаться в Совете Венецианской комиссии и может апеллировать к европейским структурам. А согласно отчетам правозащитных организаций, у Европейского союза в скором времени могут появиться вопросы относительно успехов реформы правосудия. Представительница «Ассоциации молодых юристов Грузии» Нона Курдованидзе, в частности, отмечает:
«В вопросе судебной реформы остается много сложных вызовов. Последнее время выбор и назначение судей остаются предметом обширных дискуссий. И мы видим, что обязательства в вопросах избрания и назначения судей фактически не выполнены».
Зато Высший совет юстиции ударными темпами выполняет собственный план по бессрочным назначениям. Пока в парламенте препираются относительно того, нужно ли более внимательно присматриваться к кандидатам в судьи, административный орган грузинской Фемиды успел перевести восемь вершителей человеческих судеб в категорию «бессрочных». Причем единогласную поддержку со стороны Высшего совета юстиции получила Эка Арешидзе – судья, работавшая, в том числе, над делом об убийстве подростков на улице Хорава.