Глава Центральной избирательной комиссии Южной Осетии Белла Плиева провела первый брифинг после начала парламентской кампании. В ЦИК пока не могут сказать, сколько избирательных участков будет открыто к выборам и сколько бюллетеней напечатают ко дню голосования, которое назначено на 9 июня.
Глава югоосетинского ЦИК Белла Плиева сегодня впервые встретилась с журналистами после официального старта парламентской кампании. Правда, на вопрос, как часто они смогут обращаться к ней напрямую, ответила, что, по ее наблюдениям, эффективнее давать разъяснения через местный телеканал. Центральная избирательная комиссия пока не определилась и с человеком, который будет отвечать за связи с общественностью и журналистами.
По словам Плиевой, Центризбирком приступил к работе в полном составе: до сих пор постоянно работающими членами были всего три человека – председатель, его заместитель и секретарь.
Your browser doesn’t support HTML5
Она еще раз напомнила, что в этом году выборы будут проходить по смешанной системе: наряду с самовыдвиженцами кандидатов будут выдвигать и политические партии, зарегистрировавшиеся не менее чем за год до выборов. Предыдущие выборы по смешанной системе, говорит Плиева, проходили в республике в 2004 году.
Свое выступление глава ЦИК начала с поправки в закон о выборах, согласно которой кандидат обязан дать согласие на предоставление персональных данных о пересечении российской границы. На вопрос «Эха Кавказа», каким образом будет осуществляться передача трансграничных данных, она ответила:
«Документа, который бы именно разъяснял, регламентировал, как это будет проходить, у ЦИКа нет. Но вот эти трансграничные пересечения, данные персональные, они нам бывают нужны в случае, когда мы должны доказать проживание человека последние пять лет на территории Южной Осетии. Центральная избирательная комиссия обращается в МВД, и они уже по своим каналам, по своим договорам обращаются в российские органы. Когда у нас в 2017 году были выборы президента, мы всегда пользовались вот этими трансграничными пересечениями: когда уехал гражданин РЮО за пределы нашей территории и когда он вернулся. Эти данные нам давал «Нижний Зарамаг» (российский пограничный пост).
– На основании чего?
– На основании запроса из МВД Республики Южная Осетия. Но они нам это могут и не дать. Во-первых, многие возмущались, что это неправильно, что это их персональные данные, это их пересечения, и их обнародовать нельзя. И поэтому сейчас в нашем законе написано четко, что гражданин, который хочет зарегистрироваться кандидатом и дальше участвовать в выборах, должен дать согласие на то, чтобы были обработаны его персональные данные, в том числе его трансграничные пересечения».
Передача данных – не единственная проблема, с которой сталкивались на практике кандидаты на выборах в Южной Осетии. Недовольство вызывало и признание подписей на подписных листах недействительными. Это, к примеру, привело к значительному отсеву кандидатов на президентских выборах 2011 года:
«Как будет проверяться их подлинность – сфальсифицированы или нет? И есть ли у нас эксперты, которые могут это делать?
– Центральная избирательная комиссия создает рабочие группы, мы их сами тоже проверяем, ведь мы проверяем не только достоверность подписи, мы проверяем еще и то, какого числа собраны подписи, правильно ли этот подписной лист оформлен. Есть ли в заголовке и написано ли, за кого собирают подписи? Потом мы это все передаем почерковедам – специалистам, которые есть у нас в МВД в криминальном отделе. И они проверяют подписные листы. По письменным заключениям этих экспертов мы уже принимаем решения».
Плиева пообещала, что никаких задержек с проверками не будет, так как ЦИК готов работать с привлечением дополнительной силы.
И еще одно уточнение по новым поправкам: наличие у кандидатов таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, комиссия будет определять по справкам, выданным в специальных учреждениях. То есть если кандидат не состоит, к примеру, на учете в наркодиспансере, то путь к выборам ему открыт.
Сколько избирательных участков будет открыто, по словам Беллы Плиевой, пока неизвестно, но каждый округ будет состоять из двух или трех участков. Они будут открыты и за пределами Южной Осетии, там, где есть консульства республики – в Москве, Абхазии, Северной Осетии.
Неизвестным пока остается и количество бюллетеней, которое будет напечатано ко дню голосования:
«Нет, конечно, неизвестно. Я вам хочу сказать, что схема округов будет опубликована, будет указано там даже количество избирателей, но эта цифра будет, наверное, чуть-чуть меняться после того, как будут сформированы избирательные участки. И после того, как члены участковых избирательных комиссий будут делать обход по своему участку».
Согласно закону о выборах, граждане Южной Осетии, проживающие за ее пределами, не смогут голосовать исключительно за партии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия