После многомесячного перерыва Сухумский городской суд продолжил рассматривать гражданский иск бывшего премьер-министра Абхазии Леонида Лакербая о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками являются Министерство образования и авторы учебника «История Абхазии», известные абхазские ученые – Станислав Лакоба и Олег Бгажба. Сегодня суд опросил двух свидетелей – экс-президента Александра Анкваба и экс-спикера парламента, ныне премьер-министра Валерия Бганба.
Предыдущее судебное заседание было в мае 2018 года, и на нем было назначено проведение лингвистической экспертизы предложения из учебника истории, которое побудило бывшего премьера правительства Леонида Лакербая обратиться в суд за защитой своей чести и своего достоинства. А именно, фраза из 13-й главы учебника истории: «...обещавшему покинуть свой пост еще в феврале 2013 года». Лакербая заявляет, что эта фраза представляет его трусом и обманщиком, который обещал подать в отставку и не сдержал свое слово. В феврале 2013 года в Сухуме проходил митинг оппозиции, которая требовала отставки правительства.
Your browser doesn’t support HTML5
Итак, экспертиза проведена в Ростове-на-Дону, и суд под председательством Белы Хасая продолжил рассмотрение иска.
Сегодняшнее судебное заседание началось с того, что адвокат Руслан Чамян, защищающий интересы авторов учебника, заявил ходатайство о признании недопустимым и неотносимым к рассматриваемому делу доказательством заключения комиссии специалистов, проводивших лингвистическую и психологическую экспертизу по инициативе истца Леонида Лакербая.
Судья, заслушав адвоката и мнение сторон, приняла решение о том, что ходатайство является преждевременным и должно быть заявлено, когда суд приступит к исследованию доказательств.
Адвокат экс-премьера Анна Званбая также заявила ходатайство о приобщении к материалам дела 13 газетных публикаций с февраля по июнь. По мнению истца, ни в одной из них нет сообщений о том, что он обещал подать в отставку.
Адвокат Руслан Чамян заявил о согласии приобщить к делу четыре газетные публикации, которые имеют отношение к событиям февраля 2013 года. Остальные публикации, по мнению ответчиков, отношения к делу не имеют.
Судья удовлетворила ходатайство и приобщила все публикации к материалам дела.
Сторона истца обратилась к судье с ходатайством о вызове в суд двух свидетелей: экс-президента и ныне депутата парламента Александра Анкваба и экс-спикера парламента и ныне премьер-министра Валерия Бганба. Александра Анкваба суд уже вызывал в качестве свидетеля, но тот на процесс не явился. Зато сегодня оба свидетеля прибыли в суд через двадцать минут после согласия судьи их заслушать.
Первым давал показания Александр Анкваб. Речь шла о событиях, имевших место 28 февраля 2013 года, о совещании с представителями оппозиции и митингующих, главным требованием которых была отставка премьер-министра Лакербая.
На вопросы адвоката Анны Званбая о том, поступало ли ему заявление от премьер-министра Лакербая об отставке и слышал ли он о данном им обещании подать в отставку, Анкваб ответил отрицательно.
Анна Званбая спросила, посылал Анкваб на переговоры с оппозицией в Министерство обороны Станислава Лакоба?
Александр Анкваб на это ответил: На переговоры в Министерство обороны я мог послать секретаря Совета безопасности (на тот момент эту должность занимал Станислав Лакоба), но не по этому вопросу. Вопрос отставки премьер-министра в компетенции президента, а таких оснований на тот период не было.
Анна Званбая: Какая-нибудь комиссия была сформирована?
Александр Анкваб: Нет, я никакую комиссию не формировал по этому вопросу.
Анна Званбая: На вопрос председательствующей (Белы Хасая) ответчику Станиславу Зосимовичу (Лакоба): «Опишите ваши действия, в том числе, и в Министерстве обороны?» Он ответил: «Ко мне спустился спикер парламента и сказал, что есть такое решение президента, и мы должны пойти в Министерство обороны, встретиться там и поговорить, что будет решаться вопрос (отставки премьера)». Давали ли вы такое поручение спикеру Бганба действовать от вашего имени?
Александр Анкваб: Нет, никаких просьб спикеру по этому вопросу у меня не было.
Судья Бела Хасая: Станислав Зосимович, есть у вас вопросы?
Станислав Лакоба: Бганба был у меня и сказал, что он – от президента, и что мы должны пойти в Минобороны и там якобы будет решаться вопрос. Я ничего не придумываю, иначе зачем бы я пошел туда? Кстати, там были еще Кишмария (министр обороны) и оппозиция.
Александр Анкваб: Никаких просьб к спикеру парламента идти в Министерство обороны и обсуждать там вопрос отставки премьер-министра я не высказывал. И проводить совещание в Министерстве обороны по этому поводу не имело никакого смысла».
Следом за Александром Анквабом за кафедру встал и принес присягу говорить только правду Валерий Бганба.
Адвокат Лакербая поинтересовалась, известно ли ему что-нибудь о якобы имевшем место обещании со стороны Лакербая уйти в отставку, которое отражено в учебнике истории?
Валерий Бганба ответил: Лично мне ничего об этом не известно. Честно говоря, я не помню, какие события были в феврале...
Анна Званбая: Встречались ли вы 28 февраля 2013 года с Лакоба и спускались ли к нему с поручением от президента?
Валерий Бганба: Я не помню, спускался ли я к нему в кабинет. Я помню, что вместе со Станиславом Зосимовичем мы участвовали в переговорах с оппозицией. Это было действительно в Министерстве обороны. Речь шла о взаимоотношениях оппозиции и руководства. Ситуация разрядилась, мы объяснились друг с другом, на этом встреча закончилась.
Анна Званбая: А вас туда посылал именно Анкваб?
Валерий Бганба: Нас туда на переговоры, естественно, послал именно Анкваб. Переговоры шли по поводу ситуации, которая тогда складывалась. Шли митинги, шли какие-то требования от оппозиции, по этим вопросам мы и были на переговорах с оппозицией.
Анна Званбая: Обсуждался там вопрос отставки Лакербая?
Валерий Бганба: Нет. Там не обсуждался этот вопрос. Там вообще этот вопрос не поднимался.
Бела Хасая: Станислав, у вас есть вопросы?
Станислав Лакоба: Есть вопросы. Именно в Министерстве обороны, когда мы сидели втроем, там были и остальные, я как раз отстаивал интересы Лакербая в том плане, чтобы его оставили на месяц.
Валерий Бганба: Не только вы, и я отстаивал интересы руководства.
Станислав Лакоба: Разговор там шел о том, что Лакербая просил месяц...
Валерий Бганба: Ну, Станислав Зосимович, я этого не знаю. Я и до этого говорил, что при мне такого разговора не было.
Станислав Лакоба: И вы не помните, когда я говорил на эту тему?
Валерий Бганба: Если бы это было сказано, наверное, я бы помнил!
Станислав Лакоба: Как раз это и было сказано. И было обсуждение. И тот же Ахра Бжания (участник встречи, выступавший на суде) это подтверждает.
Валерий Бганба: При мне этого разговора не было. Александр Золотинскович не поручал озвучивать какие-то дела про отставку Леонида Ивановича (Лакербая).
Станислав Лакоба: А о чем же тогда там шла речь?
Валерий Бганба: Речь шла о требованиях оппозиции и все.
Станислав Лакоба: Какое главное требование было у оппозиции?
Валерий Бганба: Ну, всегда была отставка правительства!
Станислав Лакоба: Ну, так это же и обсуждали!
Валерий Бганба: Это и обсуждали, да…
Станислав Лакоба: Ну, вот правильно, обсуждали вопрос отставки правительства...
Валерий Бганба: Да, но это же не значит, что я слышал или говорил, что Леонид Иванович подает в отставку! Такого не было...
Примерно так закончился опрос действующего премьер-министра Валерия Бганба.
Его показания суду вызвали очень бурную реакцию у присутствовавших в зале свидетелей. Климентий Джинджолия и Давид Пилия не смогли сдержать свое возмущение:
Давид Пилия: Надо было сегодня все это заснять и показать людям! Мы присутствовали там, когда он собирался идти в Министерство обороны!»
Климентий Джинджолия: Врет человек... Зачем он туда шел, мы знаем, а спикер парламента не знает, зачем он туда пошел?!
Давид Пилия: Мы присутствовали, когда он говорил, что мы должны пойти и убедить оппозицию, чтобы его (Лакербая) оставили и не трогали. Надо же, чтобы правда была правдой, а не просто так крутить-вертеть!
Климентий Джинджолия: Мы там впятером сидели и это слышали…Вот эту правду вы хотели услышать? Не суд, а спектакль!
Судебное заседание будет продолжено на следующей неделе.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии