«Судейский» вопрос. 1:0 в пользу гражданского сектора

Недоверие к Верховному суду и Совету юстиции на фоне политической поляризации общества может растянуться на долгие годы

Оппоненты правящей «Грузинской мечты» празднуют промежуточную победу в «судейском» вопросе. Венецианская комиссия сегодня обнародовала свое заключение, в котором практически полностью разделила мнение представителей оппозиции и профильных НПО. Теперь слово за парламентским большинством и спикером Ираклием Кобахидзе.

Будет хорошо, если правящая партия не начнет читать в заключении Венецианской комиссии то, чего там не написано, говорит Сулхан Саладзе, глава Ассоциации молодых юристов, внимательно ознакомившись с обнародованной сегодня оценкой экспертов Совета Европы. Речь идет о правилах бессрочного назначения судей Верховного суда. Мнение оппонентов власти, представителей гражданского сектора кардинально расходятся с позицией «Грузинской мечты» и Высшего совета юстиции, который и должен выдвигать кандидатуры бессрочных судей. Представители профильных НПО, призывающие к борьбе с клановым правлением в судейской системе, несколько месяцев ведут кампанию «Правосудие нужно спасать!» и «Клан должен уйти!» По словам Сулхана Саладзе, рекомендации Венецианской комиссии доказали их правоту:

Сулхан Саладзе (в центре) вместе с другими правозащитниками на комитетском слушании законопроекта. На них футболки с надписью «Клан (судей) должен уйти»

«В этих рекомендациях речь идет о низком доверии общества к Совету юстиции, о том, что парламент находится в руках одной политической силы, что 2020 год – год выборов (парламентских), и на этом фоне назначение всего судейского корпуса, а их должно быть 28, вызывает обеспокоенность Венецианской комиссии. Она советует на данном этапе утвердить судей в количестве, критически необходимом для правосудия. Об этом говорили и мы, и считаю эту рекомендацию очень важным».

Your browser doesn’t support HTML5

«Судейский» вопрос. 1:0 в пользу гражданского сектора

Критически необходимым количеством европейские эксперты считают половину из недостающих 18-20 судей. В документе учитывается тот факт, что действительно судей не хватает, в Верховном суде практически восемь судей. Но то, что весь судейский корпус будет укомплектован одной политической силой и не пользующимся доверием Советом юстиции, у Венецианской комиссии вызывает опасения:

«Это важная и очень необычная, если не экстраординарная ситуация, говорится в документе. В большинстве странах назначение судей – особенно в Верховный суд – длится годами, если не десятилетиями».

Делегация Венецианской комиссии в Тбилиси 1-2 апреля провела встречи с представителями власти и гражданского сектора с целью ознакомления с законопроектом о назначении судей Верховного суда

Поэтому к вопросу нужно подходить с большой осторожностью, отмечается экспертами Венецианской комиссии, которая предупреждает власти о том, что недоверие к Верховному суду и Совету юстиции на фоне политической поляризации общества может растянуться на долгие годы.

Оппозиционный депутат от «Европейской Грузии» Отар Кахидзе перечисляет и другие вопросы, которые не хотела учитывать «Грузинская мечта», и о чем говорится в документе:

«Венецианская комиссия сказала «нет» продвигаемой властями системе. Член Совета юстиции сам не может быть кандидатом в судьи и принимать участие в подборе других кандидатов. Это конфликт интересов. Комиссия также рекомендует властям отменить правило тайного голосования, которым пользуется Совет юстиции при принятии решений».

Именно тайным голосованием и абсолютно не прозрачно были подобраны 10 кандидатов в судьи Советом юстиции в конце прошлого года. А парламентское большинство во главе со спикером Ираклием Кобахидзе намеревалось их утвердить. Судейский вопрос стал камнем преткновения и для части депутатов-«мечтателей». Среди них была соучредитель «Грузинской мечты» Эка Беселия. Она покинула партию и навлекла на себя гнев основателя правящей партии Бидзины Иванишвили.

Из-за позиции Иванишвили, который открыто защищает и лоббирует судей, членов Совета юстиции, в том числе и Левана Мурусидзе, который многими воспринимается как символ несправедливости в годы правления Михаила Саакашвили, партию покинули еще несколько депутатов парламента и сакребуло Тбилиси.

Самой горькой пощечиной для «Грузинской мечты» назвала сегодня оценку Венецианской комиссии депутат Эка Беселия. Но ее главный оппонент и автор механизма назначения бессрочных судей, спикер парламента Ираклий Кобахидзе, так не считает. Он все это время выражал уверенность в том, что Венецианская комиссия оставит все без изменений и одобрит его законопроект.

Спикер парламента Ираклий Кобахидзе встречается с главой Венецианской комиссии, Тбилиси, 1 апреля 2019 г.

Он пообещал, что рассмотрит с парламентским большинством некоторые рекомендации европейских экспертов, что он даже считает их исполнение возможным, но только не в том, чтобы отказаться от назначения всех 28 судей. В этом вопросе Ираклий Кобахидзе увидел политическую предвзятость Венецианской комиссии:

«Это политическая рекомендация и выходит за правовые рамки, это не может быть отражено в законе, в котором написано, что не менее 28 судей должны входить в Верховный суд. Конечно, парламент может принять разные политические решения, мы можем даже сделать так, принять такое решение, в соответствии с которым полностью Верховный суд будет укомплектован лишь после того, как «Грузинская мечта» впервые проиграет выборы в 2024-м, 2028-м или 2032 году».

Отступать не намерены и правозащитники. Какие рекомендации учтет правящая сила, станет известно уже завтра. Парламент до конца недели планирует принять законопроект по назначению судей Верховного суда во втором и третьем чтении.