Сегодня состоялись первые переговоры после противостояния в Панкиси. В селе Джоколо с местными жителями встретилась госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили.
Желание начать совместную «работу над ошибками» изъявили сами панкисцы. Буквально через неделю после инцидента – акции против строительства ГЭС в ущелье, завершившейся столкновением местных жителей с правоохранительными органами, – народное собрание Панкиси обратилось к властям с призывом попытаться найти пути решения создавшихся проблем.
Местный активист и журналист Сулхан Бордзикашвили говорит, что согласие от Кетеван Цихелашвили они получили практически сразу. В принципе, особого доверия к формату встреч как таковому в Панкиси нет. Особенно, говорит Бордзикашвили, к закрытым – к таким, на которые приглашают определенную группу людей, скажем так, довольно лояльно настроенную по отношению к власти. Проще говоря, бюджетников. Впрочем, сегодня, как говорит журналист, все было немного иначе:
Your browser doesn’t support HTML5
«Сегодняшняя встреча не была для какой-то одной группы. Это была большая встреча, где были все. После того, что произошло 21 апреля в Панкиси, – это было очень важно для местного населения, которое находится в очень напряженном состоянии. Я имею в виду неопределенность, опасения, что кого-то могут задержать. Никто не знает, что будет завтра. Эта встреча в людях вызвала надежду, что все вопросы можно будет решить, не накаляя ситуацию еще больше».
Как бы в Панкиси ни опасались массовых задержаний, относительно строительства ГЭС позиция преобладающего большинства остается неизменной: люди однозначно против, говорит Сулхан Бордзикашвили. Вероятно, понимая это, Кетеван Цихелашвили, по его словам, этой темы сегодня не касалась. Главный посыл госминистра между тем сводится к тому, что открытый диалог с панкисцами неизбежен:
«Разумеется, я, как и все правительство, выражаю полную готовность вести максимально открытый диалог. Я и ранее это говорила, и сейчас повторю: это единственный безальтернативный способ, которым мы можем решить все вопросы. Следует вернуться к основанному на доверии режиму, активной коммуникации, которая, должно быть, и существовала (до инцидента 21 апреля). Если есть такая необходимость, то ее можно усилить, и, разумеется, это обсуждение со всеми (жителями Панкиси)».
Тем временем трудности коммуникации с СГБ возникли сегодня у Малхаза Мачаликашвили – отца убитого в ходе спецоперации в Панкиси Темирлана Мачаликашвили. Панкисца вызвали на допрос, как говорит сам мужчина, в связи с эмоциональным заявлением, сделанным им в ходе акции в мае прошлого года. Его адвокаты попросили перенести допрос – провести его после окончания поста Рамадана, впрочем, в СГБ отказали. Тем не менее Мачаликашвили стоит на своем: он говорит, что его уже не раз допрашивали по данному поводу, и в очередной раз идти в ведомство, сотрудники которого убили его сына, он не собирается.
«Прошло уже полтора года – вы (СГБ) уже достаточно изучили мою психологию, мои поступки, но вы ведь убедились – ни купить меня, ни сломить, ни запугать меня вы не сможете. Даже если к вашему ведомству еще 10 таких же добавится – у вас ничего не получится», – сказал Малхаз Мачаликашвили.
В свою очередь, прокуратура сегодня распространила заявление, в котором говорится, что расследование дела о возможном превышении служебных полномочий с использованием оружия в ходе спецоперации в Панкиси находится на заключительной стадии. Итоговое решение, пообещали в ведомстве, будет принято через два месяца.