В знак солидарности с бастующими в Чиатуре шахтерами часть местных жителей тоже отказалась сегодня выходить на работу. Среди них – группа педагогов. Несмотря на то, что до сегодняшнего дня премьер-министр Мамука Бахтадзе лишь выражал надежду на то, что сторонам спора удастся прийти к согласию, сегодня он отдал поручение главам трех ведомств встретиться с бастующими. В Чиатуру они приехали поздно вечером.
Часть магазинов и объектов питания сегодня утром в Чиатуре не открылась, группа школьников и педагогов не пошли на занятия. Так местные жители решили поддержать шахтеров, которые бастуют уже более десяти дней.
«Я торгую на рынке, чтобы заработать себе на хлеб. Но сегодня все оставила из-за шахтеров. Они не получают того заработка, которого заслуживают», – сказала жительница Чиатуры.
Накануне руководство Georgian Manganese встретилось с бастующими, после чего компания-наниматель опубликовала список тех условий, которые, как сказано в заявлении, она была готова выполнить. Причем компания четко дала понять: лучшего предложения не будет, это, сказано в заявлении, максимум их возможностей. Пунктов всего 10. В том числе, обещания профинансировать строительство парка в городе, заключить контракт с другой компанией, ответственной за питание шахтеров, улучшить их страховой пакет и запретить передвижение грузовых машин в черте города. Решение наиболее острого вопроса – увеличения заработных плат – в компании видят так:
Your browser doesn’t support HTML5
«С 1 июля 2019 года, сразу как начнется процесс реструктуризации и реорганизации, – поэтапное увеличение зарплат на 25%, а конкретно: с 1 июля 2019 года рост на 15%, а с 1 июля 2020 года – еще на 10%. Помимо этого, компания предложила сотрудникам и альтернативный вариант: 10% увеличение зарплат с 1 июля за счет реструктуризации-реорганизации и оплата банковских долгов сотрудников, которые есть у них на сегодняшний день – 26 мая».
Сами шахтеры, часть которых, к слову, продолжает голодовку, с таким раскладом не согласны. Они требуют поэтапной 50%-ной прибавки: сначала 30%, а после реорганизации увеличения зарплат еще на 20%.
«Что они предлагают? Все, что предлагают, – это сказки, какие-то махинации. Сейчас думают только о том, чтобы как-то уговорить нас (прекратить забастовку). А потом и вы знаете, что будет. Начнутся снова репрессии сотрудников, я уверен в этом на 1000%. Не можете выполнить наши условия? Так будьте добры – уезжайте из нашего города, оставьте нас в покое», – обращается один из шахтеров к своему руководству.
Эта забастовка не похожа ни на одну другую, считает в свою очередь Лела Гвишиани, юрист Центра по изучению и мониторингу прав человека. Группа бастующих, по ее словам, была организована спонтанно, у нее нет лидера. Юрист считает, что властям необходимо верно оценить происходящее:
«Забастовка, которая проходит в Чиатуре, – это не только недовольство нанимателем. Это проблемы, которые копились и игнорировались годами и вылились в эти конкретные события. Если прислушаться к бастующим и голодающим шахтерам, можно понять, что их адресат – и компания, и государство, которое не обращало внимание и не придало значения социальным проблемам - бедности, притеснениям, эксплуатации, экологической катастрофе. Все, что происходит в Чиатуре, – это целая цепочка проблем, которая сделала жизнь жителей Чиатуры невыносимой».
Днем министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава заявила, что по поручению премьер-министра она, а также глава Минздрава Давид Сергеенко и министр образования Михаил Батиашвили в ближайшие часы отправятся в Чиатуру. На момент подготовки материала встреча министров с руководством компании или с бастующими еще не начиналась. Правда, стало известно, что директор горно-обогатительного комбината Акакий Гурджидзе покинул занимаемую должность. Этот комбинат, наряду с зестафонским заводом ферросплавов, принадлежит компании Georgian Manganese. На странице компании в Facebook вечером появилось такое заявление:
«Он полностью осознает сложившееся положение и считает, что, исходя из ситуации, это наиболее оптимальный шаг».
А еще спустя пару часов из Чиатуры пришла информация о том, что шахтеры смогли прийти к согласию с нанимателем. Подробности пока не известны, но один из шахтеров, Фридон Шергилашвили, подтвердил «Эху Кавказа», что забастовка завершилась.