Человеческая трагедия населения Абхазии, трудности нахождения во главе маленького государства, окруженного крупными соседями, отношения с Россией и европейское будущее. В ходе визита во Францию президент Грузии Саломе Зурабишвили поделилась своими мыслями с каналом Euronews.
Абхазия и выборы, прошедшие на территории самопровозглашенной республики, – разговор президента Грузии с корреспондентом канала Euronews начался с одного из самых болезненных для страны вопросов – российской оккупации. То, что происходит в Абхазии, глава государства считает «человеческой трагедией», причем для самих абхазов:
«Мы не признаем т.н. выборов в нынешних условиях. Но я уверена, что однажды настанет тот день, когда в Грузии пройдут выборы, охватывающие всю территорию Грузии, и наши граждане, проживающие в Абхазии, будут иметь возможность определить будущее своего региона в составе Грузии. Это человеческая трагедия для людей, которые там живут. Им недоступен их родной язык и идентичность. Проходит политика русификации. Это очень сложная ситуация».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам президента, сложная ситуация наблюдается и на линии разделения – людей, которые живут в деревнях, расположенных в непосредственной близости к т.н. границе, похищают, грабят и убивают. А разговаривать с Россией можно будет лишь тогда, когда в Москве поймут, что диалог возможен только на условиях взаимного уважения:
«Когда мы увидим четкие сигналы, что отношение России к таким маленьким странам, как наша, меняется, и там признают, что отношения не должны строиться с позиции силы, то, я уверена, мы будем готовы к диалогу в будущем».
При этом Зурабишвили подчеркнула, что очень сложно быть президентом страны, которая за свою историю пережила много войн с различными империями. Но в этом отношении глава государства настроена философски – любая оккупация рано или поздно заканчивалась, а значит, переживет Грузия и российскую оккупацию. Более того, если конфликт 11-летней давности ставил целью удержать Грузию от ее европейских устремлений, то, по мнению президента, Тбилиси эту войну выиграл:
«Пятнадцать лет назад никто не мог бы предсказать, что Грузия сначала будет участвовать в Европейской политике соседства, а затем – в «Восточном партнерстве». Никто не мог и предсказать, что мы станем ассоциированным членом, что будем иметь безвизовый режим, свободную торговлю».
В общем, ситуация напряженная, но Грузия, несмотря на территориальные споры с Россией, все же смогла продолжить свой путь в Европу, а также экономическое и демократическое развитие, считает глава государства. Да и вообще, европейские ценности у грузинского народа в крови, и ее избрание президентом обусловлено, в том числе, тем, что она, Зурабишвили, – европейка:
«Грузины чувствуют себя европейцами. Это не то, к чему они стремятся. Они уже европейцы. Они также очень оптимистичны в отношении Европы, потому что они думают, что Европе нет альтернативы… это то, чего изнутри европейцы не видят».
Не видят, в частности, британцы. Но грузинам это скорее на руку. Затронув, в том числе, затянувшийся развод Великобритании и ЕС, госпожа Зурабишвили отметила, что находит в Brexit новые потенциалы как для Евросоюза, так и для своей страны.
«Грузия внимательно следит за событиями в Европе. Мы должны продолжать путь, и так и будем делать. У Грузии будет четкий прогресс на пути к Европе и в Европе. Мы должны точно знать, где стоять в новом европейском контексте. Мы должны быть реалистами и в то же время амбициозными».
Пользователи грузинского сегмента социальной сети Facebook уже призвали «первую леди» быть настоящим реалистом и больше общаться с населением страны, которую она представляет, в том числе, посредством контактов с журналистами. Пятый президент Грузии отличается патологическим нежеланием отвечать на неудобные вопросы местной прессы, предпочитая давать комментарии и интервью представителям западных СМИ. Некоторые комментаторы предполагают, что происходит это ввиду того, что французским и английским языками президент Грузии владеет куда лучше, чем родным грузинским.