Наряду с главным сегодняшним событием политической жизни Абхазии – рассмотрением в Верховном суде искового заявления Алхаса Квициниа по обжалованию решения ЦИКа 9 сентября, одновременно проходили еще два «сопровождавших» его события – митинг оппозиции в поддержку иска в парке им. Ю.Н. Воронова напротив офиса партии «Амцахара» и «альтернативный» митинг сторонников власти у здания администрации президента республики.
Когда мне выпало освещать на «Эхе Кавказа» сегодняшние мероприятия под открытым небом, сразу же вспомнил, как еще в минувшие выходные заглянул в интернет-прогноз погоды на следующую неделю и увидел, что единственный дождливый день на ней – именно во вторник 17 сентября. Но понятно, что митинги не могли перенести на какой-то другой день, поскольку они «привязаны» к судебному заседанию.
К парку имени Воронова, который в народе привыкли называть парком «Сказка» по названию расположенного здесь детского кафе (в советские годы парк носил имя Орджоникидзе, а в 1908-1949 годах на этом месте располагался центральный городской рынок), я подъехал без десяти одиннадцать. Ливень, прошедший рано утром, давно прекратился, и парк постепенно все больше наполнялся людьми. Росла и группа журналистов, пришедших освещать мероприятие. Все склонялись к мысли, что в основном это будет просто стояние людей, а речи начнутся позже, когда придут сообщения из суда. А вот относительности численности участников митинга по визуальным оценкам заспорили: кто называл цифру 300, кто 500, учитывая еще и стоявших по улице Генерала Дбара. Поскольку такие цифры видятся всем через призму политических пристрастий, скажу то, что вряд ли может быть опровергнуто, – «несколько сот».
Your browser doesn’t support HTML5
Спустя час с лишним, когда начал накрапывать дождь, пришло сообщение, что заседание в суде окончились. Спустя минут пятнадцать подъехал парламентарий Батал Табагуа, представляющий интересы истца в суде. Он вышел к митингующим с Алхасом Квициниа и Дмитрием Дбаром, который баллотировался вместе с последним в вице-президенты. Проинформировав собравшихся через мегафон о том, что заседание суда отложено на завтра, Батал Табагуа продолжил:
«Верховным судом были допущены нарушения при формировании состава участников судебного процесса. Мы подали два ходатайства о применении мер предварительной защиты по исковому заявлению в виде приостановления оспариваемого решения ЦИК РА об итогах выборов президента, однако они были отклонены судом, что также является свидетельством необъективности и пристрастности состава суда. Неприменение мер предварительной защиты может привести к необратимым последствиям, а именно – к вступлению в должность президента РА, чья легитимность оспаривается в суде. Завтра, 18 сентября, будет известно, будет ли заменен состав суда или оставлен прежним. Если мы хотим сохранить нашу страну, все должно идти в соответствии с действующим законодательством. Мы считаем, что те беспрецедентные меры, которые предприняты для охраны здания Верховного суда, нас, честно говоря, обижают. Мы не разбойники, не преступники, которые приходят в суд. И здесь, в сквере у офиса партии «Амцахара», люди собрались не для того, чтобы, извините меня, потом идти куда-то, что-то крушить и ломать. Люди собираются здесь, чтобы узнать, как обстоят дела. Все будет идти в рамках закона».
Алхас Квициниа сказал:
«Добрый день, дорогие друзья! Сегодня погодные условия поставили нас в неудобную ситуацию – находиться здесь в открытом месте. Но мы сильны тем, что находимся здесь вместе. Батал Иванович отметил, что мы выбрали именно законный путь, поэтому будем идти строго в соответствии с законом. И мы другого не признаем. Мне очень интересно, по какому поводу сторонники президента Хаджимба, или сам он, собирают сегодня людей – чиновников со всех районов, учителей из районов... Дети не занимаются сегодня большей частью в школах. Для чего? Я хочу спросить у него, кто собирается на него нападать? Если в стране такая опасная ситуация, то мы тоже можем встать на защиту наших граждан, если такая угроза есть. Но мы говорим отчетливо и понятно: мы не похожи на них, которые в 2014 году путем выбивания дверей заходили в администрацию президента, кто в 2004-м крушил все в Верховном суде. Мы на них не похожи и этого делать не будем! Мы дорожим своим государством, своим народом! Я еще раз призываю вас к спокойствию, все население нашей республики. Людей пугают, что там будет бойня, в день заседания суда буде противостояние. Не бойтесь ничего. Мы не хотим никакого противостояния и не создаем этого. И ни в каких бойнях не собираемся принимать участия. Дорогие друзья, мы, наверное, еще раз побеспокоим вас, когда это надо будет, потому что мы не свернем со своего законного пути».
Лидер партии «Амцахара» назвал Хаджимба нелегитимным президентом, поскольку он при повторном голосовании 8 сентября не набрал должного количества голосов избирателей.
Уже после того, как Квициниа, Табагуа и Дбар покинули митинг, к собравшимся обратился кто-то из его организаторов:
«Пока никто никуда не расходится... Завтра нам собраться надо. Нам совсем не сложно час, два, три посидеть. Завтра тоже посидим. Послезавтра – тоже. Как бы они не перекладывали, мы идем мирным путем, как вот здесь наши старшие сказали».
Между тем у комплекса правительственных зданий проходил митинг сторонников власти, на который собралось тоже, скажем так, несколько сот человек.
Рауль Хаджимба вышел к своим сторонникам и сказал, что по итогам заседания суда стало понятно, что принятие решения по иску Квициниа растянется еще на один-два дня.
«Я уже встречался с Алхасом Квициниа и, честно признаться, до сих пор не понял, чего он хочет», – добавил Рауль Хаджимба.
Во второй половине дня на Сухум несколько раз обрушивался проливной дождь. То есть синоптики не обманули. А на завтра они обещают ясную погоду.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии