Президент Грузии Саломе Зурабишвили ввела мораторий на помилование осужденных до разработки специальных критериев. Это случилось на волне возмущения, вызванного информацией о помиловании президентом нескольких осужденных за особо тяжкие преступления.
Конфиденциальный список помилованных президентом из 34 фамилий постепенно становится достоянием общественности. Вчера вечером в эфире Общественного вещателя министр юстиции Тея Цулукиани рассказала о новых подробностях президентского помилования:
«У меня было ожидание, что, как и в предпасхальном помиловании, президент и ее администрация проконсультируются с Минюстом по поводу списка. Никакого контакта не было – мы напрямую получили подписанный президентом акт о помиловании, после чего они были освобождены все – за исключением одного осужденного, находящегося в розыске с 2009 года».
По словам главы Минюста, президент с января единоличным решением приостановила работу комиссии по помилованиям, так и не утвердив его новый состав. «Право на помилование не может быть бесконечным и безлимитным, необходимы четкие критерии, иначе мы вернемся к ситуации, когда были помилованы три лица, осужденных по статье «убийство», – подытожила министр.
Your browser doesn’t support HTML5
Широкий общественный протест и критические высказывания представителей власти вынудили президента на время приостановить свою активность на этом направлении. «Как глава государства, я объявляю мораторий на помилование», – сообщила сегодня на брифинге Саломе Зурабишвили. При этом она взяла всю полноту ответственности на себя.
«Я сама принимаю решения и не привыкла перекладывать ответственность на кого-либо другого. Мы разрабатываем новые правила с января, на следующей неделе состоится заседание рабочей группы, на котором будут разработаны правила и критерии, чтобы успокоить общественность», – заверила президент.
Примечательно, что мнение большинства и оппозиции по поводу очевидных промахов президента в большой степени совпадают. Расходятся они во мнениях по поводу дальнейшей ее судьбы. Вот позиция члена политсовета «Европейской Грузии» Гиги Угулава:
«Единственная существенная функция президента превратилась в опасность для общества. Думаю, уже более чем достаточно оснований, чтобы парламент приступил к процедуре импичмента президента».
Со схожим мнением выступил глава парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«В этом деле явно прослеживаются признаки коррупции. Президента необходимо отстранить от должности путем импичмента. А до тех пор необходимо проведение непредвзятого следствия».
В свою очередь, парламентарий «Грузинской мечты» Давид Зардиашвили полагает, что президента подвело окружение:
«Если кто-то госпожу Саломе подставил, то она должна назвать это лицо. Сами формы помилования приняли уродливый вид и идут вразрез с интересами общественности».
По мнению правозащитника и юриста, члена прошлой президентской комиссии по помилованию Ии Мухашаврия, перемены назрели:
«Все ожидали, что президент как-то расширит состав комиссии, модернизирует ее, вместо этого на протяжении девяти месяцев никто не может пояснить, как происходит рассмотрение кандидатур на помилование. По всей видимости, она смутно представляла масштабы работы и с каким объемом просьб о помиловании ей придется столкнуться. Вместе с тем, учитывая степень тяжести вины осужденных за убийство, нельзя исключить факта коррупции. Я не утверждаю, что мзду за освобождение получила президент, но с большей долей вероятности можно утверждать, что кто-то воспользовался ее некомпетентностью или невнимательностью».
Ближе к вечеру премьер-министр Георгий Гахария попытался поставить промежуточную точку в споре с оппозицией по поводу будущего Зурабишвили:
«Для меня абсолютно неприемлемо досрочное помилование убийцы полицейского, да и просто убийц. Разумеется, необходимы законодательные изменения, в которых будут отражены необходимые фильтры, которые будут ограничивать досрочное освобождение осужденных за тяжкие преступления».