Параллельно тому, как в Верховном суде Абхазии идет рассмотрение поступившего в него 11 сентября административного иска Алхаса Квициниа о признании несостоявшимися президентских выборов (оно должно уложиться в десять рабочих дней), в абхазском обществе как из рога изобилия посыпались индивидуальные и коллективные заявления с предложениями о выходе из сложившейся ситуации. А то, что мы оказались в правовом тупике, сомнению не подлежит.
Когда однобоко мыслящие и наивные интернет-комментаторы кричат, что Верховный суд должен принять по иску Квициниа «законное решение» (по принципу: законное – это то, что меня устраивает), становится, честное слово, грустно и смешно. Дело в том, что тут оба возможных варианта решения будут вполне себе юридически правомерными. И все потому, что законодатель (вчитайтесь в неуклюже, словно в спешке написанную статью 19 закона о выборах президента), ЦИК с его толкованием, которое делалось в расчете на «общественную целесообразность», но опровергало тот смысл статьи 19, к которому лично я, следуя логике, все же склонялся, все консультанты и все причастные к делу политические силы так общими усилиями в предшествующий второму туру период замутили «исходные данные», что даже никуда не надо поворачивать дышло в смысле закона. Закон здесь «отдыхает», а решение суда будет чисто политическим – либо в пользу действующей власти, либо в пользу оппозиции, в зависимости от предпочтений и симпатий. Догадываюсь, каким оно будет, но не хочу предвосхищать события. В любом случае точка этим решением поставлена не будет.
Your browser doesn’t support HTML5
Что же делать? Повторить сценарий 2004-2005 годов, как предложил это вчера экс-президент Александр Анкваб в своем обращении к финалистам президентской гонки? Но мы все это уже проходили. Тогда создание тандема двух противоборствующих политиков Сергея Багапша и Рауля Хаджимба в виде кандидатов в президенты и вице-президенты (в каком-то российском СМИ тут же запустили заголовок с придуманной фамилией «Багаджимба») оказалось для Абхазии и впрямь спасительным решением. Но нельзя дважды войти в одну и ту же реку. За минувшие годы в абхазском обществе убедились, и много раз это уже звучало, что пост вице-президента – во многом декоративный и становится нужным политикам только в преддверии президентских выборов. Власть нынче вряд ли согласится на этот вариант, потому что и так пока уверена в своих силах. Общественно-политическая ситуация сейчас также далеко не так драматична, как к декабрю 2004 года, чтобы мучить электорат повторными выборами. Словом, как написал один активный интернет-форумчанин, «и раньше не всегда понимал Золотинсковича, считая, что он гроссмейстер политики; но его предложение настолько нереально, что даже я, третьеразрядник (по шахматам), это понимаю».
Сегодня был опубликован комментарий пресс-службы партии «Форум народного единства Абхазии» к обращению экс-президента. В нем, в частности, отмечается:
«Подобные, внешне благообразные предложения наталкивают на вполне логичные и уместные вопросы. Во-первых, сколько уже ходов и комбинаций в этой нескончаемой игре предлагает Анкваб, принимая в ней прямое или косвенное участие?.. Во-вторых, почему А.З. Анкваб, прежде чем предлагать подобные пасьянсы и сделки за спиной избирателей, не даст правовую оценку решению ЦИК, результатам выборов? И, в-третьих, кто мешает А.А. Квициниа и тому же А.З. Анкваб признать итоги выборов как свершившийся факт и спокойно обсудить с избранным президентом Р.Д. Хаджимба вопросы разумного и достаточного представительства оппозиции в новом правительстве?.. Заметим, что для обеспечения относительного баланса интересов всех сторон вовсе не обязательно проводить новые выборы, разрушая в одночасье то, что создано с большим трудом. Ведь ни для кого не секрет, что Рауль Хаджимба уже вступил в диалог с Алхасом Квициниа с целью поиска путей политического решения, способствующего ослаблению напряженности. Неужели для достижения консенсуса между властью и оппозицией по кадровой и иной проблематике надо ввергать страну в новую, не менее напряженную ситуацию, перечеркивая реальную победу одного из кандидатов и назначая новые выборы?»
Кстати, об упомянутом в комментарии диалоге. Во вторник в ходе выступления на митинге своих сторонников Рауль Хаджимба произнес фразу:
«Я уже встречался с Алхасом Квициниа и, честно признаться, до сих пор не понял, чего он хочет».
В конце своего вчерашнего заявления, в котором он в основном говорит о ходе судебного процесса, Алхас Квициниа отреагировал и на эту фразу:
«Я не хотел на суд общественности выносить подробности моей встречи с Раулем Хаджимба, так как считаю ее нерезультативной. Однако после его вчерашнего выступления считаю необходимостью внести некоторую ясность. Эта встреча, которая состоялась по инициативе Хаджимба, лично мне показала, что президент, на самом деле, не понял, чего я хочу. Возможно, он решил, что речь идет о моем трудоустройстве. Он предложил мне занять должность вице-премьера. Он до сих пор не понял, что мы участвовали в выборах ради проведения реальных реформ, в которых нуждается наша страна. Он должен понять, что без них не будет будущего у нашего государства».
В свою очередь, Рауль Хаджимба, выйдя сегодня к своим сторонникам, собравшимся у администрации президента, подтвердил, что предлагал Алхасу Квициниа пост вице-премьера, дабы «объединить наше общество», но тот отказался, предложив вместо этого, чтобы премьер-министром стал Аслан Бжания. И получил на это отказ. А встреча, по словам президента, состоялась по инициативе представителей фамилии Квициниа. А еще к концу вчерашней паузы в заседаниях суда в СМИ появилось сообщение о направленном Раулю Хаджимба и Алхасу Квициниа «в целях содействия выходу из сложившийся сложной внутриполитической ситуации» проекте меморандума, подготовленном группой абхазских общественных деятелей. В нем говорится об обязательстве незамедлительно приступить к осуществлению конституционной реформы, предполагающей:
1. Введение смешанной избирательной системы формирования Народного Собрания – Парламента РА.
2. Формирование правительства парламентским большинством.
3. Отнесение к компетенции правительства формирования социально-экономического блока, к компетенции президента - внешней политики, обороны и безопасности.
Данная система обсуждается и утверждается в течение шести месяцев с момента подписания данного меморандума и вступает в силу после выборов нового состава парламента в 2022 году, избираемого на основе конституционных поправок, упомянутых в пункте 1.
До вступления в действие конституционных поправок в целях совместного проведения реформ, укрепления взаимного доверия и повышения взаимной ответственности на должность премьер-министра назначается представитель оппозиции, которому предоставляется право формирования социально-экономического блока правительства. Этот принцип действует вне зависимости от решения суда и прихода к власти той или иной команды».
Кое-кто в интернет-сообществе позитивно откликнулся на публикацию этого проекта меморандума, но больше мне попадалось язвительных комментариев. Один форумчанин назвал их авторов мечтательными демагогами, другой написал: «Как достали эти соглашения, меморандумы и прочие громкоговорящие документы! В этой стране нет места закону, и в этом вся правда. Не народные ли избранники в отпуске были, когда к ним обратились с вопросом по поводу 19 статьи?»
Сегодня же пресс-служба президента РА распространила текст, в котором Рауль Хаджимба прокомментировал общественно-политическую ситуацию в стране, а также ряд заявлений, прозвучавших в последние дни. Он начинается так:
«Суд продолжается, и будем надеяться, что решение будет полезным для нашей страны. По поводу обращения Александра Анкваб об организации новых выборов с выдвижением Хаджимба и Квициниа в одной команде нужно отметить, что для нас это не новость».
В комментарии повторяется сказанное уже им о встрече с Алхасом Квициниа с некоторыми дополнениями и высказывается отрицательное отношение к направленному ему проекту меморандума.
Словом, пока никто не предложил встреченного на «ура» пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации. Боюсь, для того, чтобы избежать эскалации напряженности и активизации радикалов, не обойтись, как ни противно обществу это выражение, без кулуарной «торговли должностями». Как видно из процитированного комментария пресс-службы партии «ФНЕА», действующая власть ее в принципе не отвергает. Все дело, как говорится, в «цене вопроса». В любом случае перспектива «выборов без конца» большинство электората абсолютно не увлекает.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия