Годовщина ингушского протеста

Протестный митинг в Магасе длился с 4 по 17 октября. Люди требовали проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики

На этой неделе исполнился ровно год с момента подписания соглашения об установлении административной границы между Чечней и Ингушетией. Данное соглашение послужило причиной объединения всех оппозиционных сил Ингушетии и прологом к бессрочной акции протеста с требованием отставки руководства республики.

Совет тейпов Республики Ингушетия объявил 26 сентября трагической памятной датой – Днем национал-предателя. Именно в этот день в прошлом году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров в присутствии Полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Матовникова подписали соглашение об установлении границы между двумя субъектами РФ. Сообщалось, что в рамках соглашения проведен равноценный обмен ненаселенными территориями. Однако тот факт, что данный документ готовился и подписывался в тайне, вызвал у населения Ингушетии недоверие к официальной информации. Еще до подписания соглашения в ингушских соцсетях муссировались слухи о том, что готовится передача Чечне значительной части территории Сунженского района, расположенной за рекой Фортанга. Впоследствии эти слухи получили подтверждение. Власти Ингушетии не выносили вопрос передачи земель на обсуждение, демонстративно игнорировали публичные обращения граждан в их адрес и стихийные сходы жителей республики. Такое поведение только обостряло ситуацию, и 4 октября 2018 года, когда парламенты двух республик должны были ратифицировать данное соглашение, несколько тысяч жителей Ингушетии вышли на акцию протеста в Магасе. Заявление части ингушских депутатов о том, что итоги голосования в парламенте сфальсифицированы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Люди отказались расходиться, а попытка Евкурова выйти к народу и поговорить потерпела фиаско. Он был вынужден ретироваться, после того как его освистали и забросали пластиковыми бутылками.

Митинг в Магасе объявили бессрочным. Протест не просто получился массовым – для всех окончательно стало очевидно, что в нем объединились разные силы, включая и тех, кто ранее выступали как непримиримые противники – все, кто по тем или иным причинам был недоволен республиканскими властями, – от записных оппозиционеров до представителей политического мейнстрима. Протестный митинг в Магасе длился с 4 по 17 октября. Люди требовали проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики. Переговоры представителей федеральной власти с лидерами протестующих не увенчались успехом.

Решение о приостановлении митинга приняли только после того, как 12 ингушских депутатов обратились в Конституционный суд РИ с требованием проверить закон о ратификации соглашения на соответствие Конституции РИ.

30 октября Конституционный суд РИ признал Закон РИ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» не соответствующим Конституции РИ, а следовательно, утрачивающим силу и не подлежащим применению.

27 ноября Конституционный суд РФ провел публичные слушания по Соглашению об установлении административной границы. Позицию руководителей Чечни и Ингушетии о том, что соглашение законно, поддержали представители федеральных органов власти.

6 декабря Конституционный суд РФ признал законным Соглашение об установлении границ. По мнению суда, так как границы между Чечней и Ингушетией отсутствовали, то речь в соглашении идет не об изменении границ субъектов РФ, а об их установлении, а следовательно, по логике федеральных судей, референдум в этом случае не требуется.

Таким образом Кремль дал понять ингушской оппозиции, что решение по установлению границ было согласовано и одобрено на самом высоком уровне.

Ингушская оппозиция с этим решением не согласилась, взяв за основу решение республиканского суда, и в марте 2019 года стала готовить новую акцию протеста. Поводом для ее начала послужила информация о том, что в парламенте собираются внести изменения в закон о референдуме, исключив оттуда норму об обязательном вынесении на референдум вопроса об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами РФ, изменения ее территории или границ. 26 марта оппозиция вывела людей на согласованный митинг в Магасе и попыталась сделать его бессрочным до тех пор, пока глава республики не уйдет в отставку. 27 марта для разгона митинга власти применили силу, в результате чего произошли столкновения митингующих с силовиками, а далее последовали аресты лидеров ингушской оппозиции и активных участников акции протеста.

Главное следственное управление (ГСУ) СК России по Северо-Кавказскому федеральному округу возбудило по событиям в Ингушетии 27 марта уголовные дела по ч. 2 ст. 318 (применение опасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти) и ст. 212 (массовые беспорядки) УК РФ. 2 апреля уголовные дела были объединены в одно производство. В рамках этого дела задержали более 30 человек, шестерым из них предъявили обвинения в организации насилия против силовиков. Отставка Юнус-Бека Евкурова в июне т.г. никак не отразилась на судьбе этих людей

После утверждения Махмуд-Али Калиматова в должности нового главы Ингушетии стало совершенно очевидно, что он не торопится разбираться во всех нюансах митингового дела, принимая за основу официальную позицию следственных органов.

К первой годовщине злополучного соглашения срок содержания под стражей для всех задержанных по митинговому делу продлили еще на три месяца. При этом республиканские власти даже не попытались выступить с ходатайством о смягчении меры пресечения хотя бы для единственной задержанной женщины Зарифы Саутиевой и двух пожилых лидеров ингушского протеста Малсага Ужахова и Ахмеда Барахоева, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Более того, 15 августа 2019 года Верховный суд РИ оставил в силе решение Магасского районного суда признавшего законным результаты тайного голосования по вопросу о принятии Закона Республики Ингушетия «Об утверждении соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой». 16 сентября тот же Верховный суд удовлетворил иск Минюста РИ о ликвидации ингушского муфтията, находившегося в жесткой оппозиции к предшественнику Калиматова. Что касается Совета тейпов, объявивших национал-предателями всех причастных к подписанию соглашения и преследованию оппозиции, то в мае 2019 года по решению Минюста деятельность этой организации была приостановлена на три месяца с требованием устранить нарушения, выявленные в ходе внеплановой проверки зимой 2019 года. Уже на следующей неделе в суде будет рассмотрено дело о нарушении Советом тейпов статьи административного кодекса, предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (статья 19.5 КоАП РФ).

После репрессии ингушское гражданское общество претерпело значительные изменения, снова распавшись на разные фракции, и почти полностью утратило протестный потенциал, позволявший еще полгода назад собирать людей на митинги. Часть общественных деятелей удовлетворились сменой главы региона. Такое положение играет на руку нынешнему руководителю республики, который в первую очередь сосредоточился на формировании собственной команды в органах местной власти и не торопится уделять внимание вопросам стабилизации общественно-политической ситуации. А между тем в недавнем обращении к народу Калиматов заявил, что намерен добиваться эффективного взаимодействия гражданского общества с властью.