В Ленингорском районе Южной Осетии возобновили выдачу пропусков для пересечения границы с Грузией. Это происходит на фоне закрытия всех пунктов пропуска на неопределенный срок. Югоосетинские власти заявляют, что такой порядок продлится до упразднения грузинского полицейского поста в селе Цнелис.
Вчера в здании ленингорского поселкового совета вывесили список из ста пятидесяти жителей района, у кого готовы пропуски для пересечения границы. Срок действия документов заканчивается до конца этого года. Местные жители начали сдавать заявки на получение новых пропусков еще в июле. Все уже привыкли, что замена документов затягивается едва ли не до середины следующего года, а тут такая приятная неожиданность.
Раньше пропуски получали в здании районного отделения КГБ, теперь документы выдают там же, где вывесили список, – в поселковой администрации, где оборудовали специальный кабинет для «представителя Цхинвала», как его определили ленингорцы. Он раз в неделю, по средам, будет принимать и выдавать пропуски. Вчера состоялся первый прием.
Your browser doesn’t support HTML5
Как говорят ленингорцы, жителей о нововведении заранее не проинформировали, поэтому и за пропусками пришли немногие. По их словам, после первого рабочего дня «представитель Цхинвала» произвел на них самое благоприятное впечатление – вежливый, доброжелательный человек.
Еще одно нововведение. Если раньше новые пропуски выдавали взамен старых, то теперь их не меняют – просто продлевают срок действия. Как это происходит? Вы сдаете старый документ, чиновник отвозит его в Цхинвал и через некоторое время возвращает его вам со свежей печатью и надписью шариковой ручкой: «Продлено до ноября 2022 года». В оттиске печати указано «КГБ Южной Осетии, пограничный представитель». Вероятно, это и есть «представитель Цхинвала». Сдать пропуски на продление можно ему же по средам, а если в другой день, то в районное отделение КГБ. При этом необязательно приносить их лично, можно передать документы через третьих лиц.
Конечно, прошел только первый день, но, как говорят ленингорцы, процедура получения пропусков, которая была забюрократизирована и затянута до абсурда, теперь наконец стала простой, доступной, человечной.
По словам гражданской активистки Тамары Меаракишвили, единственное, о чем можно сожалеть, что эта история происходит в момент приграничного кризиса, когда все пункты пропуска закрыты и неизвестно, когда люди смогут выехать из района:
«Власти видят, как быстро меняются настроения в районе из-за закрытия дороги. Одни люди паникуют, говорят, мы навсегда отрезаны от своих родных. Другие злятся, говорят, что надо протестовать. В этой ситуации выдача пропусков – это такой способ успокоить людей, дать им надежду. Дескать, если пропуски выдают, значит, и дорога скоро откроется. В то время как Цхинвал принимает такие меры, районная власть даже не намекает на возможное открытие границы. В администрации района говорят, что постараются в ноябре на один день открыть границу в одну сторону».
По информации Тамары Меаракишвили, определились в Цхинвале и с тем, как в условиях кризиса будут пропускать через «Разадхан» больных, нуждающихся в госпитализации в Грузию:
«Больной обращается к главврачу районной больницы с документами, подтверждающими его диагноз, и заявлением, что ему необходимо выехать на лечение в одну из клиник города Тбилиси. Эти документы главврач передает министру здравоохранения, а тот уже принимает меры на уровне правительства, чтобы разрешить таким людям покинуть район через пункт пропуска «Раздахан». Правда, пока не понятно, как они будут возвращаться после лечения, граница ведь закрыта. Как я слышала, эта процедура пока не проработана».
Раньше, когда вопрос решался на уровне главы района, экстренного больного можно было переправить в течение часа-двух, конечно, при условии, что чиновник или его заместитель – приличные люди, не равнодушные к чужой беде. Теперь, когда выстроена целая цепочка согласований, ни о какой экстренной госпитализации в Тбилиси не может быть и речи. На последние переправки через границу экстренных больных уже после закрытия границы ушло в среднем по десять суток. Десять суток – это время, которое проходит с момента принятия решения лечащим врачом в ленингорской районной больнице и поступлением больного в приемный покой тбилисской клиники.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия