Грузинская церковь и колесо истории

Тенгиз Аблотия

Итак, в Грузинской церкви – очередной шумный скандал, пожалуй, наиболее «желтый» из всех, которые ГПЦ сотрясают последние три года.

Институт, который 1600 лет успешно имитировал благочестие, высокую нравственность и моральное превосходство над всем остальным миром, сейчас пребывает в том же состоянии внутренних склок и конфликтов, которое характеризует любую систему, не менявшуюся веками.

Много говорят о том, что ГПЦ переживает кризис, но считаю это неправильной формулировкой. «Кризис» – это некое отклонение от нормы, ЧП, которое можно устранить. С этой точки зрения никакого кризиса в церкви нет, и то, что сейчас там происходит, – скорее норма, чем исключение.

Этому есть простое объяснение: Церковь является цитаделью традиционного «грузинизма», а для той разновидности гомо сапиенс, каковой являются традиционные грузины, одной из неотъемлемых черт характера является постоянная и вечная склока всех со всеми, умение создать конфликт из ничего, безграничная и ничем не обоснованная амбициозность. Традиционные грузины – они как малые дети: ссорятся, обижаются и дуются порой без причины, а уж тут, когда на кону стоят власть и немалые деньги, – тем более.

Your browser doesn’t support HTML5

Грузинская церковь и колесо истории

В постсоветское время была популярна байка о том, что в далеком Буэнос-Айресе живут всего две грузинские семьи, и те друг с другом в ссоре. Умение традиционных грузин создать вечную вражду на пустом месте потрясает воображение, и совершенно естественно, что все это в гипертрофированном виде сформировалось в логове традиционализма – в ГПЦ.

Я никогда не участвовал в спорах о том, какой из церковных кланов лучше, чище, моральнее и полезнее для страны. Для меня все они одним миром мазаны, и никакой принципиальной разницы между ними нет. Они служат одной системе – ГПЦ, которая на протяжении всего своего существования всегда была антигосударственной силой, заботилась только о своем влиянии и финансовом состоянии и всегда помогала дворянству в угнетении убогого крестьянства.

Герой нынешнего скандала – «отец» Петре – никогда не вызывал у меня никаких симпатий, несмотря на более «правильную», чем у его противников, риторику. Плюс ко всему он еще и оказался непроходимым глупцом, так как обвинить всеми уважаемого патриарха в гомосексуализме, не имея при этом ни одного, даже косвенного подтверждения, – слова «глупость» тут, пожалуй, недостаточно…

Кстати, и тут все традиционно, по-нашему. У нас обожают разбрасываться обвинениями, ссылаясь при этом на наличие каких-то документов, компромата, показаний свидетелей, но потом странным образом выясняется, что «сейчас пока не время», что доказательства будут предъявлены очень скоро, как только, так сразу... Как только рак на горе свистнет.

ГПЦ – антигосударственная контора, и любой более или менее нормальный человек, который затесался в этом гадюшнике, – всего лишь более или менее приличный человек на службе мафии. От того, что он не изрыгает серу и огонь, его служба мафии не перестает быть таковой. И то, что там сейчас происходит, – это неприкрытая, хамская попытка дележа шкуры еще живого медведя, причем в его присутствии. Очевидно, что вся эта братия готовится к эпохе «после Илии», хотя вряд ли эта эпоха наступит прямо завтра или послезавтра. Эта тема беспокоит и обычных граждан, в том числе и политически активных.

Многие высказывают опасения, что на место Илии Второго главой ГПЦ придет какой-нибудь открытый, демонстративный антизападник, каковых в нынешней Церкви – подавляющее большинство. А по мне – как говорится, бог им в помощь. Ксенофобскую и антигосударственную контору должен возглавлять махровый, настоящий черносотенец. Все лучше, чем очередной фиговый листок.

Ну и, конечно, пару слов о политиках. Куда уже без них. Нет на свете вопроса, в который бы не влезли грузинские политики и не испохабили даже то, что похабно и без их вмешательства.

Ввиду того, что есть иллюзия, что якобы ГПЦ имеет большой авторитет в обществе, все политики сейчас пытаются пиариться на этой теме. «Грузинская мечта» и тут не проявляет особой фантазии – в их мире все просто и понятно: Саакашвили пытается устроить очередную революцию, подрядив своего агента – отца Петре – наговорить кучу гадостей про патриарха. Каким образом куча гадостей в адрес самого уважаемого в Грузии человека поможет организовать революцию – история умалчивает. Но такие глубины ни к чему. Просто во всем виноваты «националы», а там – пусть каждый домыслит детали от себя.

Ничуть не более умно и красиво в этой ситуации выглядит и оппозиция, которая выстроила такую сложную конструкцию, что без поллитры в ней не разобраться. Картина выглядит так: Бидзина Иванишвили по заданию России пытается взять под контроль последний авторитетный институт, который ему неподвластен, и все нынешние события – от ареста по делу о попытке отравления до нынешнего скандала – его рук дело.

Картина выглядит крайне надуманно, особенно в части «по приказу России пытается взять под контроль ГПЦ». Это вообще анекдот – Россия и без всякого Бидзины полностью контролирует ГПЦ... Уверяю вас: тысяча Бидзин Иванишвили не работают на русских так беззаветно и преданно, как личный состав Грузинской православной церкви. А уж если разбираться в деталях, то нынешний скандал начал отец Петре, который считается человеком оппозиции, стало быть Бидзина никак не мог его использовать.

В общем, полная каша, которая преследует одну цель – спихнуть все происходящее, без разбора, на Иванишвили. Неважно, кто что делает, кто за чьей спиной стоит, какие кланы сцепились в жестокой схватке за пост патриарха, – все равно во всем виноват Бидзина, ибо он есть абсолютное зло, а абсолютное зло, как известно, всегда «при чем».

Вообще-то, между нами говоря, если Бидзина и вправду мечтает ослабить влияние ГПЦ в обществе, сделать ее малозначительной конторой вроде католической церкви в Чехии, – ну так его поддержать надо, и если получится – спасибо сказать. Давно пора.

В общем, одно слово – бардак, финиш которого можно ожидать через много-много лет. Организация, просуществовавшая без малейших изменений более полутора тысячелетий, явно вошла в противоречие с внешним миром. Исход этого противостояния известен заранее – мало кому в мире удавалось победить в войне с историей.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции