За церковным скандалом стоит «Нацдвижение», убеждали сегодня представители правящей «Грузинской мечты». Оппоненты власти утверждают обратное, прослеживая российский след в последних событиях и указывая на попытки лидера правящей партии Иванишвили разрушить Грузинскую православную церковь. В то же время представители грузинского духовенства поочередно утверждают или опровергают наличие сексуальных домогательств в ГПЦ. К примеру, сегодня митрополиту Зосиме Шиошвили пришлось опровергать такие обвинения в адрес самого себя.
«Это полный абсурд, я ужаснулся, услышав это», – заявил митрополит Зосиме Шиошвили.
Накануне предстоятель Цилканской и Душетской епархии был обвинен в сексуальных домогательствах. Об истории более чем тридцатилетней давности рассказал проживающий во Франции священник Георгий Схиладзе. На своей страничке в социальной сети Facebook он изобличил Зосиме Шиошвили в попытках совращения студентов Тбилисской духовной семинарии в бытность ее ректором.
Your browser doesn’t support HTML5
Митрополит пригласил журналистов к себе в епархию, где долго умиротворяющим голосом сетовал на то, какие тяжелые времена были в конце 80-х прошлого года. Он рассказал, что студент Схиладзе и его друзья были вовлечены в политические процессы, состояли в национально-освободительном движении и пропускали лекции, не учились совсем. На все это, по словам митрополита Зосиме, он, как ректор, закрывал глаза, но долго так продолжаться не могло, и руководство решило отчислить студентов. В ответ молодые семинаристы, по рассказу бывшего ректора, пошли на такую провокацию, поскольку, как считает митрополит Зосиме, за ними стояли антицерковные силы – нет, не лидер освободительного движения Звиад Гамсахурдия, а бывший духовник первого президента – теперь отлученный от церкви Кристофоре Цамалаидзе.
Поделился своим мнением священнослужитель и по поводу нынешних церковно-политических событий:
«В Церковь очень сильно вошел дух мирской – очень, очень. И Церковь не защищает себя теми средствами, которые для нас определил Бог. Очень часто обращаемся к политике, к политикам, что мне не представляется надежным и правильным. Никоим образом я не посмею сделать так, чтобы создать неудобства патриарху. Но все-таки я считаю, что нам следует быть более осторожными и более бережно холить духовные ценности».
На все вопросы митрополит начинал отвечать издалека и часто не по сути. На вопрос, слышал ли он о фактах сексуальных домогательствах в церкви, Зосиме Шиошвили сначала сказал, что нет, но потом вспомнил, что краем ухо слышал, что такие факты были и «на них всегда следовало реагирование». Он также добавил, что патриарх очень милостив, в том числе, и к таким провинившимся лицам, и старается таких людей не осуждать, а спасать, «как это делал Господь».
Страшной клеветой назвали, в свою очередь, представители духовенства и прихода Цилканской и Душетской епархии обвинения в адрес своего митрополита. В заявлении они обращаются к правительству и церкви не допустить клевету, в нем содержится и призыв к населению «не следовать злым языкам и не впадать в тяжелейший грех клеветы».
Тем временем сам священник Георгий Схиладзе продолжает настаивать на том, что говорит правду. Кроме того, в скором времени он намерен уличить и других церковных иерархов в педофилии и разврате. С аналогичными угрозами 31 октября после лишения сана первосвященника выступал и бывший митрополит Чкондидский Петре (Цаава), обвинив самого патриарха Илию Второго «в грехе мужеложства».
Но дальше громких обвинений дело не пошло, хотя сегодня один из лидеров «Альянса патриотов» Георгий Ломия предупредил общество, что, возможно, скоро произойдет слив видеокадров, компрометирующих представителей духовенства.
То, что гомосексуальность встречается в Церкви, – не секрет, заявила один из лидеров национально-освободительного движения, член управления «Общества Ильи Чавчавадзе» Тамар Чхеидзе. Она вспоминает, что скандал вокруг студентов семинарии не рассматривался лидерами национально-освободительного движения в качестве из ряда вон выходящих, поскольку, по словам Чхеидзе, общеизвестный факт, что советские власти специально внедряли гомосексуалов в Церковь, чтобы дискредитировать ее. Зачем нужно было «доставать из нафталина так называемое дело семинарии»? И что стоит за скандальными заявлениями Петре Цаава? У Тамар Чхеидзе есть свое предположение:
«Происходит то, что Иванишвили и стоящая за ним Россия этот факт используют для того, чтобы не было Церкви, даже в том виде, в котором она есть, – с российским давлением, находящимися там русофилами и порочными священнослужителями. Тем не менее и в такой Церкви много положительного, а Иванишвили старается церковным скандалом отвести внимание общества от тех реальных проблем, которые есть в стране».
Иначе видят картину представители власти. Президент Саломе Зурабишвили сегодня назвала церковный скандал попыткой дестабилизировать страну перед выборами – «но общество дало этому достойный ответ».
Кто именно заинтересован в дестабилизации, уточнили в рядах правящей партии «Грузинская мечта». Там считают, что «за оркестрованным штурмом ГПЦ стоят «Нацдвижение» и «Европейская Грузия». Спикер парламента Арчил Талаквадзе вспомнил июньские протесты, связанные с визитом российского депутата Сергея Гаврилова:
«У патриарха и Церкви есть наша сильная поддержка. Не исключаю, что за этими процессами стоят те же люди, которые стояли за теми беспорядками, попытками штурма и дискредитации парламента, потому что все эти события связаны и следуют одной линии – дискредитации главных институтов страны».
В обратном убеждены в стане оппозиции. Там все еще настаивают на необходимости расследования по факту заявления архиепископа Иакова (Якобашвили). Он от своих слов, что высокопоставленные чиновники правительства «Грузинской мечты» пытались свергнуть патриарха, до сих пор не отказался, напоминает депутат от «Европейской Грузии» Серго Ратиани:
«В случае патриархии мы увидели, что было прямое уличение высокопоставленных лиц в том, что они планировали заговор против патриарха. Есть признаки уголовного преступления. А теперь власти хотят акценты сместить на нас. Это называется бесстыдством!»
Многие грузинские наблюдатели в текущих условиях говорят о необходимости максимального дистанцирования Церкви от государства, что станет положительным фактором для обоих институтов. Но с учетом предстоящих парламентских выборов 2020 года мало кто ожидает, что внутриклановая борьба за власть позволит этому произойти.