Депутаты югоосетинского парламента, которые вот уже месяц пытаются вынести вотум недоверия министрам внутренних дел и юстиции из-за избиения заключенных в цхинвальской исправительной колонии, покинули сегодня зал заседаний. Таким образом они выразили протест против торпедирования этого процесса спикером парламента. Они обвиняют Алана Тадтаева в игнорировании мнения большинства и показательном нарушении закона.
Долгожданное заседание парламента, на котором должен был рассматриваться вопрос о вынесении вотума недоверия двум министрам – внутренних дел и юстиции, должно было состояться сегодня. Накануне вечером пресс-служба парламента распространила сообщение о том, что в повестку дня включены пять вопросов. Отдельной строкой было отмечено, что заседание будет проходить без допуска представителей СМИ. Однако уже через час текст изменили, убрав из него последнее положение.
Your browser doesn’t support HTML5
Придя в парламент, депутаты с удивлением обнаружили, что мнение большинства было вновь проигнорировано спикером Аланом Тадтаевым, который отказался вносить в повестку дня вопрос о вынесении вотума недоверия, сославшись на незаконность действий депутатов. По словам парламентариев, вчера на неофициальном уровне им вновь было предложено отозвать свое обращение, от чего они в который раз отказались. С таким же предложением в минувшую пятницу во время посещения парламента к ним обратился и президент Анатолий Бибилов. В итоге в знак протеста после пятнадцатиминутного перерыва часть депутатов покинула зал заседаний. Главным злодеем спикер и пресс-служба парламента, по обыкновению, назначили лидера партии «Ныхас» Давида Санакоева, который лишь озвучил мнение двадцати подписантов.
«Некоторые депутаты в очередной раз срывают сессию из-за своих каких-то амбиций и неприязненного отношения, поэтому мы не можем рассмотреть вопросы, стоящие на повестке дня», – сказал спикер. Он добавил, что «личные амбиции не должны мешать работе целого законодательного органа». Правда, Тадтаев не пояснил, почему он так сопротивляется консолидированному и открытому обсуждению этого вопроса в законодательном органе. Фактически заседание парламента сорвал именно спикер, а не депутаты, которые вот уже месяц ждут рассмотрения вопроса в парламенте.
«На моей памяти, – написал вчера на своей странице в «Фейсбуке» Давид Санакоев, – в республике никогда не происходило такого показательного нарушения закона, какое устроила в течение последних месяцев нынешняя власть. Конечно, бывало всякое, но не помню, чтобы работу избранного парламента полностью парализовали по прихоти партии власти, которая просто не хочет исполнять закон и рассматривать вотум недоверия министрам МВД и Минюста. Всегда соблюдались хоть какие-то элементарные правила приличия. Нынешняя власть ясно дала понять всем, что для нее не имеют значения ни Конституция, ни законы, ни права человека. Тем самым она опустила политическую культуру Южной Осетии до самого низкого уровня и начала противостояние не только с депутатами, но и с избравшим их народом».
В беседе с «Эхом Кавказа» Санакоев подчеркнул, что сегодня депутаты рассчитывали на то, что работа парламента вернется в правовое русло. Однако этого не произошло:
«Мы поняли, что все выходит за рамки. За рамки закона, за рамки регламента. Я думаю, что парламент делает законы, делает законы для других, но сам в первую очередь должен исполнять законы. Сегодня мы увидели, что закон был опять нарушен. Когда партия власти видит, что все дело идет не так, как ей нужно, они предпринимают все меры для того, чтобы вопрос не состоялся.
– Сегодня Алан Тадтаев завил, что у некоторых депутатов преобладают больше личные амбиции, чем все остальное.
– Мне сложно говорить, кого он имел в виду, но, думаю, было бы проще, если бы он называл конкретные фамилии и называл бы вещи своими именами. Думаю, что он просто пытается перебросить ответственность со своих плеч на плечи каких-то депутатов, которые «имеют личностные амбиции». Думаю, что, когда человек приходит на государственную службу, у него в первую очередь должны быть выставлены на первый план государственные интересы.
– Можно ли говорить о парламентском кризисе или о том, что поведение спикера за этот месяц может довести ситуацию и до вынесения вотума недоверия уже ему самому?
– По поводу вотума мне говорить сегодня сложно. Но то, что парламентская работа сорвана и не идет в нужном русле, – это налицо. То есть парламентский кризис как раз связан с тем, что преобладают интересы одной партии, то есть государственные интересы пытаются подменить интересами одной партии».
Политолог Дина Алборова говорит, что с недоумением наблюдает за процессами, протекающими в югоосетинском парламенте:
«Чем мотивируется отказ, когда двадцать человек из тридцати четырех требуют вынести этот вопрос на сессию и на голосование?! Это вопрос к спикеру, я так понимаю, или к тем, кто делает повестку дня. Для меня самое главное – это закон. И для меня очень важно, что парламент, который эти законы и принимает, сам же, получается, и нарушает все это. Это вызывает, честно скажу, большое возмущение. Еще хочу сказать, что я абсолютно поддерживаю позицию тех депутатов, которые встали и ушли, потому что это уже выглядит как издевательство над этими депутатами и как картина того, что их мнение, их позиция - неважны и ни во что не ставятся. Если такая позиция и такое поведение будут продолжаться, это может привести к парламентскому кризису. Конечно, вопрос в том, как будут вести себя сами депутаты: все-таки согнут их или они останутся стойкими и будут отстаивать свое мнение. Я очень хочу и надеюсь, что это будет второй вариант, что они будут отстаивать свое мнение, позицию. В конце концов за ними стоят люди, избиратели, и они четко будут следовать их интересам».
По мнению Алборовой, многие понимают, что причиной этого кризиса являются отнюдь не депутаты. Политолог отмечает, что «именно сейчас депутатский корпус сдает экзамен: будет ли у нас парламент, каким он должен быть, где есть плюрализм, где есть закон, который работает, где важно мнение каждого депутата и есть здоровая конкуренция. Или же этот экзамен не будет пройден, мы скатимся в авторитарный режим, признаки которого у нас уже и так есть».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия