В Ленингорском районе составляют списки больных и пенсионеров, которые смогут пересечь пункт пропуска «Раздахан». Граница с Грузией по-прежнему закрыта, но для этой категории граждан решено сделать исключение.
Это первые послабления, на которые пошел Цхинвал после 5 сентября, когда были закрыты пункты пропуска на границе с Грузией. Как тогда было заявлено, это связано с необходимостью обеспечить безопасность граждан республики в связи нагнетанием напряженности в Грузии. Иными словами, границу закрыли после того, как грузины установили полицейский пост у селения Цнелис, и не откроют, пока Тбилиси не уберет его. Со временем стало ясно, что полностью закрыть КПП не получится – в районе начали умирать экстренные больные и голодать грузинские пенсионеры.
Your browser doesn’t support HTML5
2 декабря Совет безопасности республики рассмотрел коллективное обращение жителей Ленингорского района с просьбой возобновить работу пункта пропуска «Раздахан» и принял решение:
«Разрешить выезд в Грузию через МПГГ «Раздахан» жителям населенных пунктов Ленингорского района, включенных в постановление правительства от 23.11.10 № 119, не имеющих югоосетинского и российского гражданства и нуждающихся в медицинской неотложной или высокотехнологичной помощи, не оказываемой на территории РЮО. Также создать условия для выезда в Грузию и возвращения в РЮО через пункт пропуска «Раздахан» один раз в два месяца пенсионерам Ленингорского района, не имеющим югоосетинского и российского гражданства и получающим пенсионные пособия только в Грузии, до постановки их на учет в Пенсионном фонде РЮО».
По наблюдениям гражданской активистки Тамары Меаракишвили, в поселковой администрации полным ходом идет формирование списков грузинских пенсионеров. Всего их около 150, имена известны, поэтому многим из тех, кто приходит в поселковый совет, говорят, что их уже внесли в список. К пересечению границы готовятся и больные, говорит Тамара Меаракишвили:
«Сказали, что у кого тяжелая болезнь, кто нуждается в лечении, - их по диагнозам, установленным в грузинских клиниках, будут заносить в специальные списки на пересечение пункта пропуска «Раздахан».
– Кто будет составлять эти списки?
– Главврач районной больницы. Но все это только для тех, у кого нет югоосетинского гражданства. Местные жители расценивают такое положение вещей как дискриминацию».
Здесь надо отметить, что все или почти все жители восточной части района, за исключением силовиков, обладают грузинским гражданством. Часть из них имеет еще и югоосетинское подданство. Но законодательство Южной Осетии не предусматривает двойного гражданства с Грузией. Более того, каждый из них, получая югоосетинский паспорт, сдавал властям свою «пирадобу» и писал заявление, что отказывается от грузинского гражданства.
Это значит, что все лица с двойным гражданством автоматически считаются Цхинвалом своими подданными, соответственно, власти республики могут ограничить свободу передвижения на грузинском направлении исходя из соображений безопасности, например, как это происходит сейчас.
Все прекрасно понимают, поэтому, если Совбез исходил исключительно из гуманитарных соображений, можно было и не ограничивать больных по югоосетинскому и российскому гражданству. Они бы сами отсеялись, потому что пересечь «Раздахан» со стороны Грузии можно только по грузинскому паспорту, значит, неграждане страны сами туда не поедут. В этих ограничениях скорее усматривается некоторое сопротивление Цхинвала давлению со стороны Москвы, нежели обеспокоенность безопасностью своих граждан.
Еще до указанных послаблений был отменен и черный список КГБ, говорит Тамара Меаракишвили. В среду 22 ноября «представитель Цхинвала», как называют в районе чиновника, который принимает у населения заявления на пропуск, вывесил список, в котором значились имена 36 местных жителей. Его прозвали в народе «черным». Людям, числящимся в нем, КГБ республики отказал в получении пропусков, а значит – в праве на свободу передвижения.
Его убрали, говорит Меаракишвили, а две последующие среды (заявление принимают по средам) новых списков не вывешивали:
«Так называемый черный список исчез через два для после того, как на «Эхе Кавказа» появился материал на эту тему.
– А как это объяснил представитель Цхинвала?
– Не все успели заинтересоваться, почему они попали в список, потому что многие из него здесь не живут или в данный момент здесь не находятся. Но некоторые нашли себя в списке и поинтересовались у представителя, почему в него попали. Он им сказал, что это техническая ошибка, недоразумение. Как они рассказывали после встречи, черного списка больше не будет».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия