Сегодня в Верховном суде Абхазии несколько часов назад наконец-то завершилось оглашение приговора по делу о похищении с целью выкупа Ирины Дочия и убийстве затем одного из ее похитителей Дмитрия Озгана. Почему «наконец-то»? Судебный процесс, начавшись в прошлом июне, длился долго, но в недавней истории судопроизводства в Абхазии было процессы и продолжительнее. Здесь же это слово приходит на ум прежде всего в связи с тем, что еще 20 января сего года, то есть более месяца назад, после окончания прений сторон и последнего слова обвиняемых, судья Мимоза Цушба предложила зачитать вводную и резолютивную части приговора, но сторона защиты выступила с требованием огласить полный текст приговора. «Пусть нам разъяснят, за что и какой срок каждому из нас присуждают. Пусть люди знают по пунктам, кого и за что судят», – поддержал эту мысль подсудимый Астамур Дзидзария. После этого Мимоза Цушба назначила дату оглашения приговора на 13 февраля, после того как будет изготовлен его полный текст.
Но в ночь на 4 февраля в камере СИЗО МВД Абхазии в селе Дранда Гулрыпшского района (в народе его называют Драндской тюрьмой) упомянутый Астамур Дзидзария был убит пятнадцатью ножевыми ударами. В связи с этим преступлением было возбуждено новое уголовное дело. Прокуратура Гулрыпшского района проводит расследование обстоятельств убийства в СИЗО, в том числе, в отношении должностных лиц следственного изолятора.
Your browser doesn’t support HTML5
13 февраля намеченное заседание суда состоялось, но Мимоза Цушба разъяснила родственникам подсудимых, которые присутствовали в зале, что уголовное преследование Астамура Дзидзария автоматически прекращается ввиду его смерти, и они могут требовать его реабилитации. Таким образом, в связи с возникшими обстоятельствами приговор не может быть оглашен. Родственники погибшего Астамура Дзидзария возмутились в связи с принятым решением и стали требовать от судьи оглашения приговора. «Мы хотим знать, за что он сидел два года и какой срок вы ему даете», – заявила сестра Астамура Стелла Дзидзария, которая после смерти брата выступила перед судом в качестве его представителя. Родственники обвиняли правоохранительные органы в том, что они допустили убийство подсудимого Астамура Дзидзария в стенах места заключения.
После получасового перерыва судья объявила, что приговор будет оглашен 24 февраля. Вчера, в понедельник, в переполненном зале суда Мимоза Цушба сразу же приступила к его оглашению. В частности, она сказала:
«В июне 2016 года (более точные дата, место и обстоятельства дела следствием не установлены) лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, далее – лицо №1, вступило в предварительный сговор с группой неустановленных следствием лиц, в составе не мене трех человек, вместе с которыми, руководствуясь мотивами незаконного личного корыстного обогащения, решил реализовать совместные преступные намерения, направленные на похищение Дочия Ирины Руслановны. С целью получения путем вымогательства от ее отца Дочия Руслана Мушниевича денежного выкупа в особо крупном размере в сумме полтора миллиона евро. Для реализации вышеизложенных совместных преступных целей лицом №1 и группой неустановленных следствием лиц в составе не менее трех человек был разработан план совершения преступления с распределением ролей между соучастниками».
После часового чтения приговора Мимоза Цушба объявила пятиминутный перерыв. К этому времени продолжали слушать его стоя, как и положено, только юристы – участники процесса. Подсудимые, как и присутствующие в зале, один за другим, устав, садились на стулья. А ведь это было только самое начало чтения текста… Как признался мне один их освещавших процесс журналистов, утешало только чувство злорадства, с которым он посматривал на адвокатов, добившихся чтения полного текста приговора. Впрочем, адвокаты подсудимых один за другим стали покидать зал.
Судья, стоя в течение семи часов с короткими перерывами, читала вчера приговор. Прозвучала версия следствия об обстоятельствах похищения Дочия и убийства Озгана, а также показания свидетелей и участников судебного процесса.
Оглашение приговора было закончено только сегодня. До резолютивной части дошли во второй половине дня. Судья терпеливо читала текст, не реагируя на время от времени звучавшие из зала язвительные и негодующие реплики родственников подсудимых.
Суд признал Геннадия Блаба виновным в совершении преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Республики Абхазия, и назначил ему наказание в виде 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Алхаса Дзидзария признал виновным и назначил наказание в виде 16 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вардена Чантурия признал виновным и назначил наказание в виде 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Джумбера Авидзба признал виновным и назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В связи с тем, что год пребывания в СИЗО засчитывается за три, а Авидзба находился там два года, он был освобожден из-под стражи в зале суда.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия