Призывы грузинских властей к населению не паниковать в связи со вспышкой коронавируса недейственны. Рост числа инфицированных коронавирусом людей, закрытие учреждений, переход на особый режим работы правительства Грузии бесследно не проходит. Пустуют улицы Тбилиси, а в регионах практически сорван туристический сезон. Даже в час пик в общественном транспорте немноголюдно.
– Интересно, эти маршрутки правда дезинфицируют? – спросила я у водителя, направляясь из Рустави в Тбилиси.
– Если так мало людей будет, вообще не буду ездить, – отмахнулся он. В полдень в это время на этот маршрут не протолкнуться. Ежедневно из Рустави, что в 30 километрах от столицы, направляются более 20 тысяч человек в Тбилиси. Так было до первого случая коронавируса. С каждым днем людей в транспорте все меньше, у студентов вынужденные каникулы, многие компании перешли на «удаленку», а сегодня к ним присоединились и сотрудники госструктур.
Your browser doesn’t support HTML5
А редкие пассажиры общественного транспорта друг в друге видят опасность. Это чувствуется телом, желательно даже невзначай не покашлять, и не имеет значения, в салфетку или в рукав, некоторые нервно заворачиваются в шарфы или же плотнее прижимают маску, а другие пристально смотрят, словно взглядом хотят измерить температуру и вычитать по глазам, не был ли тот, кто покашлял, недавно за границей. Тот, кого угораздило покашлять, рискует поперхнуться.
Обработка рук антибактериальными салфетками и гелями на улицах, в транспорте уже привычная картина. Правда, и здесь можно уловить беспокойство – они в дефиците.
Жизнь идет на спад, жалуется и водитель такси Кахабер Григолашвили. Чтобы в это время, в такой теплый день в Тбилиси было так немноголюдно, не было туристов? – сокрушается он. И солнечная погода не радует, как вспомнит, что скоро платить по кредитам:
«Собираюсь пойти в банк и попросить отстрочить выплаты. Вот сказали, что такими льготами будут пользоваться владельцы гостиниц, но есть и другие люди, которые занимаются частным бизнесом. Нужно и их интересы учесть. Не знаю, когда изменится ситуация. Люди напуганы. Я все чищу в салоне, протираю. Но с каждым днем клиентов все меньше. Вот на проспекте Важа Пшавела полтора часа стоял без единого вызова. А до коронавируса не успевали на них отзываться. А на улицах вообще людей нет, никто не останавливает такси».
Your browser doesn’t support HTML5
Несладко и тем, кто занимается другим бизнесом. Несмотря на обещания властей, пока никто не знает, как правительство поможет туристическому сектору. В регионах курортный и туристический бизнес практически парализован. Вот, к примеру, в кахетинском селе Велисцихе Нуну Карденахишвили не знает, что делать. У нее винный погреб XVI века «Нумиси», она обеспечивает работой девять человек, за ними семьи, а Нуну не знает, как будет платить зарплаты:
«С тех пор как после июньских событий Россия приостановила авиасообщение с Грузией, российских туристов заместили визитеры из Китая и Южной Кореи. Но сейчас и из этих стран приостановлены полеты. А за последнее время так хорошо сотрудничали с этими странами. Ситуация с коронавирусом финансово очень ударила по моему делу. Мне нужно платить налоги и платить зарплаты. Не знаю, какой выход найти».
Некоторые маленькие гостиницы заявляют, что у них работа все-таки есть. Но надолго ли? На этот вопрос ни у кого нет четкого ответа.
Все навязчивее слышен вопрос: не запастись ли продуктами? Об этом часто беспокоятся больше пожилые люди, все еще помнящие пустующие прилавки, а теперь не имеющие достаточных средств, чтобы отовариться впрок. А те пенсионеры, у которых есть, кому позаботиться, уже настояли на своем и убедили своих взрослых детей закупиться крупой, консервами, тем, что долго не портится и всегда пригодится в семье… И, конечно же, дети уже окормлены долгими воспоминаниями, как были времена похлеще, но все обошлось, и это пройдет.
Среди подростков и молодежи, конечно же, такой паники нет. В силу молодости или информации, что, к счастью, в их возрастной категории коронавирус не смертельно опасен. Они и целуются при встрече, и обнимаются, хоть и с пониманием, не ворча как раньше, придя домой, идут мыть руки.
Коронавирусу молодые даже начали посвящать песни. В грузинских соцсетях стало вирусным видео трех молодых людей, находившихся в итальянском городе Бари в карантине. На мотив гурийской народной песни они поют, как находятся в карантине, обрабатывают спиртом предметы, а иногда принимают вовнутрь в надежде, что этот «проклятый коронавирус» скоро покинет всех нас.