Я в своих блогах часто пишу о том, что грузинская нация, по сути, состоит из двух совершенно разных частей, которых между собой объединяет разве что общий язык и общие паспорта. Все равно, что, скажем, греков соединить с афганцами и вывести некое среднее арифметическое.
Первая половина – это нормальные, здравомыслящие люди, занимающиеся делом, умеренно верующие и не считающие, что с геев надо живьем сдирать кожу. Вторая половина – т.н. традиционные грузины, по сути, совки, самой природой награжденные целым букетом «достоинств» – бездельем, тотальным непрофессионализмом в любом деле, за которое они берутся, бахвальством, показной религиозностью, невероятной бытовой агрессией, в особенности в поддатом состоянии, и запредельной ксенофобией.
Вся история Грузии последних как минимум 30 лет – это история того, как первые пытаются что-то создать, вторые – угробить, все что было создано ценой неимоверных усилий.
В обычное, так сказать, мирное время разницу между двумя Грузиями уловить непросто, из-за того что две эти нации уже давно живут вместе, и не всегда возможно разглядеть, где начинается одно и заканчивается второе. Водораздел между ними не проходит в каком-то конкретном месте или по каким-то конкретным параметрам – не имеет значения ни уровень образования, ни место проживания, ни происхождение, ни национальность.
Your browser doesn’t support HTML5
Но кризис на то и кризис, чтобы все всплыло наружу, на самый верх, так, что скрыть невозможно.
В условиях коронакризиса все происходит так же, как и всегда: нормальные грузины пытаются не допустить расползания эпидемии по всей стране, проявляют чудеса – по местным меркам – организованности и порядка, честно держат безопасную дистанцию, сидят в карантинах и самоизоляции, как говорится, от звонка до звонка, создают группы волонтеров, которые помогают старикам и больным. В общем, ведут себя как нормальные, ответственные граждане своей страны.
Вторая Грузия не была бы самой собой, если бы не пыталась все это изгадить, испохабить и пустить коту под хвост.
Традиционно-совковые грузины не досиживают карантин, убегают из самоизоляции, посещают свадьбы и поминки (во всяком случае, когда они проводились), выпивают с соседями и тем самым разносят вирус по максимуму. Полиция на них охотится, как на диких животных, их отлавливают по всем закоулкам и снова везут в карантин, но эффекта от этого немного – на следующий день очередная группа истинных патриотов Отечества выходит на улицу погулять, а заодно разнести заразы как можно больше.
Многие из них недавно приехали из Европы, что явно показывает несостоятельность формулы «Лучшие люди страны уезжают». Да, лучшие уезжают... тоже. Процентов 10% из общего потока эмиграции. А 90% – такие, что смотришь на них и думаешь: «Кто же вас в Европу пустил? Да вас даже в задрипанный Кутаиси нельзя впускать, не то что в Барселону или Милан»...
А еще, вот вы как думаете, какая отрасль экономики держалась до последнего, упорно продолжая работать в период, когда все остальное уже было закрыто? Угадаете с трех раз? – Азартные игры. Экономика рушится, никто не знает, в какой финансовой яме мы окажемся всего через месяц, – а слот-клубы, казино и тотализаторы все это время работали в обычном режиме… Вот на минуту представьте себе: это ж каким на голову больным надо быть, что в преддверии всеобщего обвала и голодухи тратить последние деньги на азартные игры?
Но это нормальным людям кажется дикостью, а для традиционного грузинца – норма. Они живут сиюминутными инстинктами, а ответственности у них не больше, чем у жабы в пруду.
И не думайте, что это касается только простолюдинов. Вон, местные аристократы, приближенные к «царской семье», в разгар коронакризиса отмечали поминки какого-то своего родича. Маршрут их был до боли типичным для грузинских ретроградов и объединял две истинные святыни местного традиционализма – церковь и ресторан. Сперва в храм – целовать ручки попам, а потом в ресторан – надраться до упада...
Ну и, конечно, во главе всего этого безобразия – истинный символ никчемного грузинского традиционализма, его цитадель, бастион и идейная основа – православная церковь.
Все прошедшие 30 лет независимости Грузии ГПЦ ставит палки в колеса самой идее государственности, отстаивая интересы лишь одного института – самой себя. Везде, где призывы идти на компромисс с оккупантом, где антизападная идеология, ксенофобия, погромы, язык ненависти, где ложь, фарисейство и показуха, – везде виден след поповской рясы...
Остряки теперь шутят и называют ГПЦ «полномочным дистрибьютором вируса». Шутки шутками, но отказ поповщины отменить чрезвычайно опасные с эпидемиологический точки зрения ритуалы действительно может дать простор развитию событий по итальянской модели.
Все религиозные конфессии мира в этот кризисный период отказались от соблюдения традиционных церемоний – Ватикан, католические церкви по всему миру, протестанты, а еще Саудовская Аравия закрыла Каабу и отменила хадж (!!!), даже иранский режим мулл решил отказаться от некоторых обрядов и традиций.
Да что там Иран и Саудовская Аравия. Головной офис ГПЦ, ее законодатель мод, Российская церковь, и та отказалась от причастия одной ложкой.
Грузинская поповщина осталась в гордом одиночестве. Они оказались более дикими и отсталыми, чем иранский режим, чем РПЦ, хотя казалось, что это невозможно. А вот меня это нисколько не удивляет.
Да, ГПЦ – одна из самых темных, реакционных и человеконенавистнических контор в мире, и если Грузия до сих пор не стала худшим проявлением религиозной тирании, то в этом заслуга того самого раздвоения нации: для умеренно верующих церковь – это не более чем министерство по ритуалам, а традиционалисты настолько бестолковы, что пользы от них как с козла молока.
Традиционалисты-совки и тут демонстрируют полнейший хаос в своих мозгах – социальные сети облетело видео, где молодой парень в дезинфекционных перчатках в церкви целует три иконы подряд. Вопрос, какой при этом смысл носить перчатки, не возникает. Не стоит искать даже каплю здравого смысла у тех, кто считает, что африканцев бог создал черными из-за их грехов. А еще – люди стоят в масках, соблюдают дистанцию и при этом не видят никакого противоречия в том, что причащаются общей ложкой.
Для меня символом советско-грузинского традиционализма является один случай, который звучит как анекдот, но на самом деле это было в реальности.
Молодой грузинец поступил в клинику с передозировкой – оказалось, он водой разбавил наркотик «манагуа», который, как говорят, надо разбавлять молоком... На вопрос врача – «Почему водой?» пациент искренне и честно отвечает: «Молоком нельзя, сейчас Великий пост».
Вот оно, то самое. В этом эпизоде – вся традиционно-советская Грузия. Точнее не скажешь. И сегодня мы видим это моральное уродство в полный рост...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции