Ничего такого, чтобы удивить мир, в Абхазии нынче не происходит. Как и всех людей на планете, нас волнует коронавирус. С особым удовольствием пользователи соцсетей обсуждают альтернативные теории его возникновения и распространения, в том числе и теорию всемирного заговора. Но моя любимая новость на этой неделе принадлежит Минздраву – о том, что «в инфекционной больнице нет ни одного пациента».
Между тем, для того чтобы инфекция не проникла в нашу страну, правительство и на этой неделе приняло теперь уже дополнительные меры – плюс к тем, которые были приняты ранее. Приняло, как только стало известно, что некая гражданка Грузии, у которой впоследствии был диагностирован коронавирус, проехала из России в Грузию через Абхазию, используя абхазский загранпаспорт.
В общем-то в этом нет ничего удивительного, некоторые жители Грузии «делают» себе абхазские паспорта, чтобы иметь возможность беспрепятственного права въезда в Россию через российско-абхазскую границу и выезда по тому же маршруту. (Из чего несложно сделать вывод, что на граждан Грузии закон об оккупированных территориях не распространяется.)
Your browser doesn’t support HTML5
Каким образом женщина получила паспорт – это уже другая тема, скорее всего, имеющая отношение к другому вирусу, но уже социального происхождения под названием коррупция. Хотя надо отметить, что жителям Абхазии (Галского района), обладающим гражданством Грузии, абхазские заграничные паспорта иногда выдаются на короткий срок в связи с необходимостью выезда в медучреждения России. Собственно, в МВД так и объяснили наличие паспорта у гражданки Нино Хецуриани: загранпаспорт был выдан ей всего на три месяца для сопровождения больного родственника за пределы Абхазии.
Данный случай был интересен не только тем, что Хецуриани не живет в Абхазии. Но еще и тем, что с двух сторон на российско-абхазской границе ни российские, ни абхазские пограничники не заметили, что она больна. Видимо, ничего не показал и хваленый тепловизор, и куда-то исчезли медики. Теории заговоров мне не по душе, и полное разгильдяйство службистов я не намерена объяснять, заумными размышлениями о врагах и террористах, которые пытаются занести в нашу страну заразу и уничтожить абхазский этнос. Даже если существует некий всемирный заговор, уверена, что абхазы в нем не упоминаются ни в каком виде. Поэтому попытаюсь опять найти более простое объяснение данному поведению женщины, которая, могу предположить, знала, что больна и целенаправленно ехала через Абхазию в госпиталь на территории Грузии.
Сегодня проще и дешевле выехать из России в Абхазию и из Абхазии в Россию, чем из Грузии в Россию или из России в Грузию. Думаю, что наша героиня не единственная транзитная пассажирка, и такой маршрут уже хорошо отлажен, и если бы не грузинские политики, которые решили использовать ситуацию в политических целях, раструбив о том, что с территории Абхазии в их больницу поступила больная коронавирусом, то имени данной женщины никто бы не узнал ни в Абхазии, ни в Грузии.
То есть первое: люди пытаются удешевить себе проезд. Второе – некоторые едут из России в Грузию через Абхазию, так как не желают попадать в условия обязательного карантина в Грузии (у них эти правила введены давно).
Но, как бы то ни было, именно ситуация с гражданкой Хецуриани, которой в Грузии был поставлен диагноз коронавирус, позволила руководству Абхазии понять, что необходимо вводить жесткие ограничения не только на обеих границах, но и внутри Абхазии, невзирая на политические и конъюнктурные соображения.
В результате, с 31 марта во всех районах Абхазии были организованы пункты карантина для граждан, прибывших из стран, где зафиксированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией. В этот же день на территории Галского района был введен комендантский час. На следующий день 1 апреля и.о. президента премьер-министр Валерий Бганба подписал постановление о временном освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных видов значимых продовольственных товаров первой необходимости, а также медикаментов и медицинских средств защиты. Во всех районах появились пункты пропуска. Запрещена работа объектов общественного питания, объектов непродовольственной торговли, турфирмам запрещено бронирование мест до 20 апреля. И.о. президента Валерием Бганба подписан Декрет о мерах поддержки субъектов предпринимательства в связи с введением на территории Абхазии чрезвычайного положения, в котором предусмотрены различные льготы на период действия карантина.
Не обошлось и без просьб общественности, требующей ужесточить санкции к гражданам, игнорирующим режим ЧП. В общем, все запреты нынче проходят при полной поддержке населения, которое требует соблюдать режим.
Но пока нас всех не зачипировали окончательно и бесповоротно, надо успеть рассказать о некоронавирусных новостях, которые ушли на задний план на этой неделе, хотя в другое время вызвали бы общественный резонанс. В понедельник решением ВС отменен арест лидера сухумского отделения партии «Амцахара» Мизана Зухба. Напомню: органом предварительного расследования Мизан Зухба обвиняется в посягательстве на жизнь сотрудников милиции и незаконном обороте огнестрельного оружия в составе группы лиц. В деле четверо фигурантов, и только кассационную жалобу одного из них, видимо, по счастливой случайности оказавшегося партийным лидером, суд удовлетворил в полном объеме. Всем остальным, похоже, придется ждать амнистии.
Решение суда прокуратура назвала «незаконным и необоснованным», отметила и другие решения суда: 4 марта в рамках расследования резонансных дел коррупционной направленности из-под стражи был освобожден полковник милиции Квадзба, а 20 марта определением Верховного суда мера пресечения в отношении директора госкомпании «Абхазтоп» была изменена на «домашний арест».
И еще немного политики. И.о. президента Валерий Бганба провел совещание, на котором обсудил организацию церемонии вступления в должность избранного 22 марта президента Аслана Бжания. 23 апреля пройдет инаугурация. В связи с эпидемситуацией она будет проведена в узком составе и с соблюдением санитарной безопасности. Сам Бжания в обсуждении церемонии вступления его в должность участия не принимал, так как после оглашения окончательных результатов выборов покинул страну. «Самоизоляция» избранного президента Абхазии проходит на территории России, там же, где происходили с Асланом Бжания и другие весьма странные события, на которые до сих пор нет однозначного ответа. И в этой ситуации мне любопытно одно: будет ли распространяться на избранного президента карантин, введенный правительством для всех въезжающих в страну? Если да, то Аслану Бжания надо въехать в страну хотя бы за 14 дней до инаугурации.
Берегите себя, оставаясь дома. Соблюдайте режим ЧП ради себя и своих близких.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия