На КПП «Нижний Зарамаг» российская таможня не пропускает большую часть товаров, предназначенных для Южной Осетии, из-за неправильного оформления грузов. Проблема возникла не сейчас. С этого года на югоосетинском участке российской границы действуют правила Таможенного союза, которые югоосетинские предприниматели не в состоянии выполнить.
На «Нижнем Зарамаге» российские таможенники вторую неделю не пропускают грузы из-за неправильного оформления, говорит председатель Союза предпринимателей Мария Дзигоева. Из-за этого с прилавков магазинов в Цхинвале исчезли некоторые виды товаров, в первую очередь молочная продукция и детское питание:
«Грузы стоят на границе уже вторую неделю. Часть грузов таможенники пропустили: зелень, овощи, воду, лимонады. А вот молочную продукцию, продукты питания не пропускают.
– По какой причине не пропускают?
– Этот вопрос периодически встает уже двадцать лет. Они требуют декларировать все виды товаров. Но так как у нас рынок небольшой, товары завозят в ассортименте – десятки наименований в небольших количествах. Задекларировать каждую позицию невозможно. Периодически этот вопрос поднимается, потом снова затихает, потом снова поднимается… Непонятно, какие цели они этим преследуют, это такое давление или что-то еще?»
Your browser doesn’t support HTML5
Из-за карантинных мер на границе товары в республику завозят специально отобранные местными властями перевозчики, в основном на большегрузных авто. Это привело к удорожанию грузоперевозок и, в конечном счете, к повышению розничных цен в Южной Осетии. Но две недели назад российская таможня перестала пропускать и их из-за неправильного оформления грузов.
Проблема системная. Южная Осетия с постоянно проживающим в республике населением в тридцать тысяч человек – это маленький розничный рынок, который обеспечивают за счет мелкооптовых закупок на торговых базах Северного Кавказа. Единственный документ, который югоосетинские торговцы могут предъявить на груз, – это товарный чек с накладной. Они в принципе не в состоянии выполнить действующие на российской таможне требования Таможенного союза по оформлению грузов, включая сертификацию товаров. Это просто невозможно.
Читайте также Две беды Южной Осетии – изоляция и рост ценПохожие проблемы возникали всегда, но никогда ранее так остро. Крайне усложнило ситуацию вступившее в силу с этого года Соглашение об интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации. Пункт 1 статьи 3 этого соглашения гласит: «Таможенные органы Республики Южная Осетия проводят таможенный контроль в объеме и форме, определенных правом Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации о таможенном деле». Соглашение было заключено в 2016 году. Его лоббировали партия власти «Единая Осетия» и Анатолий Бибилов. Они преподносили оформление договора не иначе как достижение, которое должно облегчить жизнь южным осетинам. Но на деле вышло наоборот.
По оценкам экспертов, прежние правила были лучше адаптированы к югоосетинским реалиям, они не предполагали таких строгих требований к оформлению грузов.
По мнению югоосетинского юриста Тимура Кокойты, ситуация небезнадежная. Похожие проблемы на границе возникают периодически, и всякий раз они решаются на уровне личных контактов руководства республики и российских таможенных органов:
«Всегда было понимание со стороны российских таможенников, и нам шли навстречу. Сейчас они обратили наше внимание на то, что нужно соблюдать евразийское законодательство. При этом надо отметить: там сменилось руководство».
9 января начальник Татарстанской таможни Альберт Мавликов был переведен на должность начальника Северо-Кавказского таможенного управления, а 31 июля начальник Северо-Осетинской таможни Сергей Троцко – на должность руководителя таможни Дагестана. Его обязанности сейчас исполняет первый заместитель Николай Дзугаев. Тимур Кокойты уверен: с новым руководством можно найти общий язык:
«С новыми людьми нужно разговаривать, вводить их в курс дела. Они люди адекватные, понимающие нашу специфику, с ними можно находить общий язык. Завтра должна состояться встреча представителей правительства и российской таможни на «Нижнем Зарамаге». В феврале тоже была такая встреча. Тогда условились, что Цхинвал выработает какие-то меры, которые будут способствовать решению этой проблемы. Но эта ситуация, как мы видим, повторяется периодически. Наверное, российские таможенники дали какой-то временной зазор для поиска решения, но за это время никакие меры не были реализованы».
Читайте также Договорились договариватьсяНапомню: проблемы, связанные с новыми требованиями к оформлению грузов, стали возникать еще в феврале. 26 февраля Сергей Троцко встретился на «Нижнем Зарамаге» с югоосетинскими перевозчиками, депутатами и представителями исполнительной власти, которые по его приглашению приехали на российский таможенный пункт. По словам участника той встречи, депутата югоосетинского парламента от партии «Ныхас» Давида Санакоева, тогда проблему решить не удалось. Вот фрагмент его интервью «Эху Кавказа» после тех переговоров:
«Представитель российской таможни продемонстрировал и предпринимателям, и нам, что их ведомство невиновно в этой проблеме. Он как бы дистанцировал российскую таможню от сложившейся на границе ситуации: она лишь исполняет закон. Он также дал понять, что таможня не может быть инициатором изменений правил на границе – это решается на других уровнях власти».
То есть пять месяцев назад Сергей Троцко четко заявил представителям югоосетинской власти, что этот вопрос нужно решать не с таможенниками, а «на других уровнях власти». Очевидно, он имел в виду политическое руководство России. В этом смысле довольно странно выглядит предстоящая встреча с теми же органами по тому же нерешенному полгода назад вопросу. Интересно, что за это время было предпринято «на других уровнях» и что помешало решить проблему?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия