Срочное заседание переносится бессрочно

Экстренное заседание югоосетинского парламента не состоялось. Его созыва с прошлой недели добивалась часть депутатов из-за разразившегося продовольственного кризиса и давления на отдельных парламентариев. Спикер Алан Тадтаев обвинил их в нарушении норм регламента. Депутаты, в свою очередь, считают, что именно председатель парламента искажает букву и дух закона.

В республике уже четвертый месяц закрыта граница. Граждане, возвращающиеся в республику, обязаны пройти двухнедельный карантин. Беспрепятственно передвигаются лишь российские дипломаты и военные. Недавно выяснилось, что правилами карантина пренебрегают и некоторые высокопоставленные чиновники.

К этому добавился продовольственный кризис. На российско-югоосетинской границе затруднена перевозка грузов, а в самой республике растут цены. Все это и вынудило депутатов выступить с инициативой созвать чрезвычайное заседание парламента с участием главы государства.

Your browser doesn’t support HTML5

Срочное заседание переносится бессрочно

На прошлой неделе, 20 августа, 13 депутатов направили спикеру специальное обращение. Ответить на все существующие вопросы, по словам парламентариев, может только президент, который во время последнего отчета правительства взял на себя всю полноту ответственности за работу исполнительной власти. С 20 августа, продолжает депутат от партии «Ныхас» Давид Санакоев, никакого ответа в парламенте так и не получили:

«Все пришли. Мы видели, что и представители «Единой Осетии» приходят. Но до того нас не оповестили о том, что будет сессия или не будет, переносится – не переносится. Никакой информации. И тогда мы пригласили на разговор председателя парламента и от инициативной группы задали вопрос, что происходит. Он ответил, что только сегодня отправил письмо президенту. То есть, скажем так, принял удар на себя. Я думаю, что они прекрасно видят, представители «Единой Осетии», представители исполнительной власти, что ситуация на самом деле напряженная, легче она не становится. Особенно людей беспокоит закрытая дорога, в частности, для граждан Южной Осетии – то есть не для всех она закрыта, для избранных нет и карантина. То есть они не были готовы к тому, чтобы ответить на эти вопросы, потому что до сегодняшнего дня принципиально ни один из вопросов не решен. Результатов мы не видим, и какие меры предпринимаются, они тоже не говорят, кроме общих слов».

Читайте также Югоосетинская неделя: карантин как краш-тест для власти и испытание для общества

По словам Санакоева, спикер парламента объяснил отсрочку отправки документа президенту еще и тем, что в пятницу не находился на рабочем месте. Алан Тадтаев сразу после разговора с депутатами поспешил дать интервью журналистам, где объяснил, почему не состоялось чрезвычайное заседание парламента. По его мнению, «парламентарии не имели права назначать дату и время заседания, тем более, когда они предлагают пригласить на него президента». Кроме того, он утверждает, что депутаты не вправе приглашать избирателей: «Есть регламент парламента, согласно которому и назначается сессия. Тем более вызывать на сессию кого-то – это неправильно. В регламенте все написано. И тем людям, которые приглашали на сессию избирателей, я бы посоветовал с этим документом ознакомиться». И третий аргумент спикера – заседание «не проводится без проведения президиума, где и определяется круг вопросов и список приглашенных». В беседе с журналистами Тадтаев особо подчеркнул, что находится на рабочем месте каждый день, несмотря на парламентские каникулы.

Инициативная группа готова оспорить частное мнение спикера со ссылкой на регламент. К примеру, по словам Санакоева, в соответствии со статьей 15 председатель организует работу парламента, при этом при поступлении обращения от более одной трети депутатов он обязан созвать президиум для назначения внеочередного заседания. А в соответствии с п.10 ст.49 в заседании парламента вправе участвовать как президент, так и приглашенные лица, список которых определяется коллегиально, а не одним решением председателя:

«В нашем регламенте много упущений, то есть он не является совершенным документом, конечно. И там никак не регламентируется то, каким образом созывается сессия. То есть эти механизмы там не прописаны. Однако у депутатов есть право созывать внеочередные сессии. И этим правом мы и воспользовались. Это во-первых. Во-вторых, я буду инициировать внесение в регламент изменений, которые как раз будут регламентировать и этот вопрос – созыв чрезвычайных и экстренных сессий. Говорить о том, что мы не имели права приглашать кого-либо, было лукавством со стороны спикера парламента. И я могу привести массу примеров, но остановлюсь на одном, когда мы, созывая внеочередную сессию, не созывали президиум. И это правильно, потому что сессия может быть созвана по какому-то очень важному, чрезвычайному вопросу, как это было, например, с тем, когда вскрыли вены (заключенные) в нашей тюрьме. И мы тогда созвали чрезвычайную сессию, пригласили туда министра юстиции и генпрокурора. А вместе с ними на сессию пришел уже президент и привел с собой пару сотен вооруженных людей в форме».

Никто из представителей трех парламентских партий – «Ныхаса», «Народной партии» и «Единства народа», инициировавших созыв внеочередного заседания парламента, добавил политик, а также присоединившиеся к ним одномандатники, не собирается «будоражить» народ, в чем их пытаются обвинить власти. При этом, по словам Санакоева, закрывать глаза на проблемы в парламенте не собираются.

Алан Тадтаев анонсировал, что законодательный орган начнет работу с 1 сентября и заявил, что депутаты приступят к работе над долгожданным законом об амнистии, принятия которого ждали еще к 75-летию Победы. Теперь его предлагается приурочить к другому юбилею – 30-летию образования республики.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия