Постановление об амнистии, принятое 24 сентября парламентом Абхазии в ознаменование 27-й годовщины Победы и независимости, продолжает вызывать полемику в обществе и среди властных структур республики. Инициаторы принятия этого постановления и его сторонники порой высказывают недоумение: ведь это девятый акт амнистии за всю историю послевоенной Абхазии, причем и ранее подобные акты издавались не только в честь юбилеев Дня победы, но никогда прежде они не вызывали критики. Поэтому некоторые усматривают в возникшей коллизии политическую подоплеку, попытку дискредитировать нынешний созыв парламента.
Проект постановления, подчеркивают сторонники амнистии, стал реакцией на обращение ветеранов войны-заключенных, которые содержатся в СИЗО «Дранда», родственников заключенных, а также представителей двух ветеранских партий: провластной «Амцахара» и оппозиционной «Аруаа», ветеранской организации «Абааш» (под документом несколько сотен подписей).
Your browser doesn’t support HTML5
Критики же постановления приводят свои аргументы. Отмечая, скажем, что родственников заключенных в стране немало, что есть они и в ветеранских организациях, поэтому сотни подписей за новую амнистию в принципе можно собирать каждый год, это не составляет проблемы и не повод для удовлетворения пожеланий подписантов.
В субботу 3 октября в СМИ было опубликовано обращение группы представителей общественности Абхазии на имя спикера и депутатов парламента. В нем говорится, что постановление «вызвало в обществе непонимание и серьезные сомнения в обоснованности объявления такой широкой амнистии». И далее:
«Данное постановление об объявлении амнистии является девятой объявленной амнистией с 1995 года. Предыдущая амнистия была объявлена всего два года тому назад, в 2018 году. Вызывает обеспокоенность принятие постановления не в двух чтениях, как это предусмотрено регламентом Народного Собрания – Парламента РА, а в одном. Это лишило общественность возможности участвовать в обсуждении, выразить свое мнение относительно целесообразности объявления в неюбилейном году амнистии в ее настоящем виде. Общество серьезно озабочено возможными негативными последствиями амнистии, которые могут усугубить криминогенную ситуацию в стране. Постановление содержит ряд правовых изъянов, которые не позволяют его считать актом, соответствующим Конституции и уголовному законодательству Республики Абхазия».
Подписанты обращения, среди которых множество известных в республике людей, обратились к парламенту с просьбой «во избежание дискредитации такого гуманного акта, как амнистия», отменить постановление от 24 сентября и приступить к работе над законом, регламентирующим вопросы применения амнистии в соответствии с принципами правосудия – «равенство перед законом, справедливость, соразмерность и неотвратимость наказания».
Читайте также Амнистия вызвала спорыНо еще раньше активная дискуссия относительно целесообразности и правомерности принятого парламентом постановления об амнистии выплеснулась за пределы сугубо правовой тематики, приобрела политическую окраску и привела к принятию законодательным органом весьма неожиданно прозвучавшего для большинства в обществе беспрецедентно жесткого документа. Во вторник 29 сентября парламентарии приняли и опубликовали на сайте НС постановление «Об обращении Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия к органам исполнительной власти в связи с принятием акта об амнистии». В нем говорится, что парламент «заявляет свою крайнюю озабоченность и выражает свое решительное возмущение безосновательной попыткой со стороны представителей исполнительной власти и Абхазской государственной телерадиокомпании дискредитировать парламент Республики Абхазия, являющийся независимой ветвью власти в связи с принятием 24 сентября 2020 года акта амнистии в ознаменование главного государственного праздника Дня Победы и Независимости Республики Абхазия – 30 сентября».
И далее: «…Президент Республики Абхазия безосновательно обвинил Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия в совершении ошибки и нарушении принципа справедливости. Считаем недопустимым со стороны Президента Республики Абхазия давать подобные оценки Парламенту Республики Абхазия. Также считаем несостоятельным заявление Министерства внутренних дел о дискредитации правоохранительных органов Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия в связи с принятием амнистии…, а также нарушения принципа неотвратимости наказания. Крайнее возмущение вызывает провокационное высказывание ведущей Абхазского государственного телевидения о восприятии обществом принятого Парламентом Республики Абхазия акта амнистии как антинародном. Такое безответственное вещание в прямом эфире государственного телевидения является подрывом не только авторитета законодательного органа, но и авторитета государства в целом, что может привести к предсказуемым негативным последствиям».
Депутаты заявили, что все вышеуказанные факты расцениваются ими как прямое вмешательство в деятельность Народного Собрания и попытку оказать давление на независимую ветвь власти. «Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия оставляет за собой право использовать все имеющиеся предусмотренные Конституцией и законами Республики Абхазия полномочия для правового воздействия на государственные органы и их должностных лиц», – говорилось в обращении.
Читайте также Зачем президент дискредитирует парламент?Тут надо пояснить, что накануне, в понедельник, в передаче «Прямой эфир» Абхазского телевидения состоялось обсуждение постановления об амнистии, и оно получилось сугубо критичным. Альтернативной точки зрения представлено не было (не будем сейчас углубляться в вопрос, почему; пустовавшее место для одного из участников беседы свидетельствовало, что те, кто должен был ее озвучить, приглашались). Так или иначе, некоторые прозвучавшие в эфире оценки были воспринятые авторами постановления как оскорбительные.
Опубликован его текст был во второй половине дня. На следующий день, 30 сентября, в республике праздновался День Победы и Независимости, и все СМИ были заполнены соответствующими материалами. Вот почему для подавляющего большинства оставалось неясным, кем персонально и при каких обстоятельствах это крайне резкое постановление принималось. И лишь вечером в четверг 1 октября благодаря «Специальному репортажу» «Абаза-ТВ» с заседания сессии парламента 29 сентября телезрители смогли получить достаточно полную картину того, как оно обсуждалось. (Как говорят парламентарии, АТ на заседание тоже приглашалось.) Забегая вперед, скажем, что за принятие постановления, так же, как и за акт амнистии 24 сентября, проголосовало 19 депутатов из списочного состава 35.
Вот отрывок из эмоционального выступления депутата Натали Смыр:
«Послушайте, можно спорить о качестве нашей работы – может быть, где-то она хорошая, плохая, удовлетворительная… Но так не уважать людей, власть законодательную, независимую!.. Я в первый раз за всю новейшую историю нашего государства с таким сталкиваюсь. Такой дискредитации парламента не было никогда!»
Схожего мнения придерживалось и подавляющее большинство других выступивших парламентариев, которых наверняка задело не раз звучавшее публично в предшествующие дни предположение о личной заинтересованности проголосовавших в принятии постановления об амнистии 2020 года. Активно выступивший 24 сентября против его принятия депутат Батал Табагуа на сей раз отсутствовал. Другой депутат, поддерживающий действующую исполнительную власть, Лаша Ашуба, выступил с альтернативным мнением и посетовал, что не имел возможности принять участие в подготовке проекта сегодняшнего постановления об Обращении и увидел его только сейчас.
Читайте также Батал Табагуа: «Это решение парламента, и оно не может быть пересмотрено»Депутат Астамур Логуа, разделяя коллективную обиду своих коллег на неприемлемые оценки критиков в адрес парламента, высказал в то же время мысль, что лучше воздержаться от принятия предложенного Обращения:
«Если мы его примем, это будет очередным заявлением, на которое последует ответ, на него еще ответ – и это будет конфликт. Давайте попробуем… давайте попробуем пригласить этих людей, которые позволили себе такие высказывания, и их руководителей, и попробуем вот здесь обсудить этот вопрос».
За прошедшие дни ответов на Обращение парламента от 29 сентября не последовало. Не стал, по крайней мере, пока, углублять возникшее противостояние с ним и АГТРК. Можно предположить, что участники полемики поняли, что так можно слишком далеко зайти, и решили воздержаться от взаимных обвинений.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия