Война в Нагорном Карабахе и вокруг него длится меньше двух недель, но по масштабам боевых действий уже переросла кровопролитные сражения армянской и азербайджанской сторон первой половины 1990-х годов. Стороны используют практически все имеющееся у них вооружение: авиацию, бронетехнику, дальнобойные орудия и системы залпового огня. 29 сентября, через день после начала боевых действий, в публикации «Карабахская «разморозка»: реакция из Абхазии» «Эхо Кавказа» уже рассказывало о первых заявлениях официальных структур и общественных организаций республики и комментариях в ее интернет-сообществе. Что же происходило в дальнейшем?
2 октября парламент Абхазии выступил с заявлением, в котором выражает крайнюю обеспокоенность резким обострением конфликта в Нагорном Карабахе. «За несколько дней боевые столкновения переросли в полномасштабную войну. Эскалация конфликта выходит за пределы зоны вооруженного противостояния, ставя под угрозу весь регион Южного Кавказа. Народу Абхазии близки и понятны чувства людей, переживающих в эти дни обстрелы и бомбардировки», – отмечается в заявлении.
Your browser doesn’t support HTML5
Парламент Абхазии призвал стороны к немедленному прекращению огня и началу цивилизованного переговорного процесса. Депутаты обратились ко всему мировому сообществу, лидерам государств и международным организациям с просьбой содействовать урегулированию нарастающего конфликта, не допустить неоправданных жертв с обеих сторон. Парламент предложил город Сухум в качестве нейтральной площадки для проведения мирных переговоров с участием парламентариев всех заинтересованных сторон.
Последнее, конечно, вызвало немало скептических комментариев в абхазском обществе: если Степанакерт и даже поддерживающий его Ереван могли бы положительно откликнуться на это предложение, то трудно представимо, чтобы Баку согласился вести переговоры в столице «сепаратистского государства». Да и вообще проблем в поиске места для переговоров наверняка нет, была бы только на то воля воюющих сторон. И в то же время наблюдатели позитивно оценили обстоятельство, что в Сухуме продемонстрировали стремление способствовать урегулированию конфликта.
А к приведенным ранее заявлениям общественных организаций Абхазии на эту тему добавилось еще одно – высшего совета РОО ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа» («Воины»), где сказано: «Мы осуждаем агрессивные действия Республики Азербайджан и выражаем свою поддержку братскому народу Республики Арцах и ее руководству. Мы очень надеемся, что мировое сообщество осудит действия Азербайджана. Со своей стороны обращаемся к руководству Абхазии с просьбой действовать в соответствии с договорами и соглашениями, подписанными между Республикой Арцах и Республикой Абхазия. Призываем все общественно-политические объединения Абхазии выступить с осуждением действий азербайджанской стороны, а также призываем всех на первом этапе начать сбор средств для оказания помощи народу Арцаха, который борется за свободу и независимость. Собранные средства предлагаем направлять в Армянскую общину Абхазии».
В аналогичном заявлении партии «Амцахара» отмечается: «Мы помним и ценим помощь наших братьев-армян во время Отечественной войны в Абхазии, которые бок о бок с абхазскими бойцами сражались против грузинского агрессора. Многие из них были удостоены боевых наград, звания Героя Абхазии. Мы помним и ценим ту помощь и поддержку, которую уже после войны оказывали нашим раненым и пострадавшим во время войны в самой Армении, спасая их от тяжелых ранений».
Читайте также «Мы – один регион, и все проблемы эхом будут отражаться на всей территории Кавказа»На странице Армянской общины (эта национальная диаспора официально насчитывает в Абхазии около 42 тысяч человек) в соцсети «Фейсбук» было сообщено, что община создает оргкомитет по координации действий, направленных на оказание помощи народу Арцаха (Нагорного Карабаха). О начале гуманитарной акции заявил 1 октября на заседании Совета общины в Сухуме Герой Абхазии, председатель Армянской общины Абхазии Галуст Трапизонян.
А вот с какими словами обращается к населению Абхазии в видеоролике, распространенном в соцсетях, один из инициаторов сбора помощи Саид Инапха:
«Уважаемый народ Абхазии! Я призываю вас к любой помощи в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе. Мы с друзьями поставили машину здесь (на площади Свободы в Сухуме), и будут еще машины. Мы собираем любую помощь. Мы будем вывозить все необходимое – медикаменты, вещи, еду, которая не портится, сахар…»
Багажники легковых автомобилей с капотами, накрытыми полотнищами флагов Абхазии и НКР, быстро заполняются. Затем гуманитарная помощь отвозится в Сочи, где поступает на общий пункт приема и переправляется в Армению, где уже много беженцев из НКР – женщин, детей и стариков. Цуца Бейя-Ломия, которая тоже привезла на площадь гуманитарную помощь, поделилась в интервью каналу «Абаза-ТВ» своими мыслями, и голос ее порой начинал дрожать:
«Я почувствовала на себе это. Вот вчера как раз у нас были гости – семья Аутлевых из Адыгеи, которая приняла нашу семью, меня и четырех детей, во время нашей войны. Мы вспоминали все, и это было очень трогательно. И я знаю, каково нынешним детям, их родителям, попавшим в войну. Очень обидно это все, не должно, казалось, быть войны в XXI веке. Поэтому… Если еще что-то подходящее я найду, я принесу, конечно».
Активист Армянской общины Артур Чакрян в интервью тому же телеканалу сказал:
«На базе общины сформирован координационный совет, который ежедневно, ежечасно поддерживает связь с представителями Арцаха, что позволяет нам понимать запросы и нужды как армии, так и мирного населения. И было принято решение объявить о сборе, в первую очередь финансовых средств – как посредством социальных сетей, так и через представителей общины во всех городах и районах Абхазии. Сбор средств идет очень активно. Уже собрана значительная сумма, тем более по меркам Абхазии, которая будет немного позже предана огласке. Также очень немаловажный момент – изо всех районов Абхазии поступают сигналы, что есть желающие вступить в добровольческие отряды. И было принято решение сформировать список добровольцев. Пока что сил и средств у властей и армии Нагорного Карабаха достаточно, чтобы отражать военную агрессию, а это война, полномасштабная война… Добровольцы будут проходить тщательный отбор, потому что кто-то может быть единственным кормильцем в семье, кто-то – не совсем понимать, что такое военное дело… Но такой список тоже формируется».
«Сумма, которая уже собрана, пока не передана, это было решение представителей Арцаха. Ресурс этот будет использоваться как резерв, при необходимости мы осуществим перевод средств», - проинформировал также общественность Чакрян.
Между тем вчера вечером на сайте EADaily появилась публикация Кристины Мельниковой «Я понимаю, что там война, а не сахарную вату продают», которая начинается с описания такой встречи автора в аэропорту:
«Ожидая своего вылета в Ереван из Сочи, я замечаю группу крепких парней, вещей у них немного, но спальные мешки за плечами и сосредоточенный взгляд выдают в них добровольцев… В аэропорту мне удалось разговориться с добровольцами, все вместе они летели из Абхазии, где жили с самого рождения. Те, что постарше, успели принять участие в грузино-абхазском конфликте, те, что помладше, служили в органах, то есть правильно распоряжаться оружием тоже умеют. Мой собеседник, один из тех, что постарше, рассказал, что едет поддержать свой народ, который он не может оставить в беде».
Как же можно объяснить отдельные голоса в абхазском интернет-сообществе, раздающиеся в поддержку Баку, о которых «Эхо Кавказа» упоминало 29 сентября? Они принадлежат, как стало выясняться, или представителям мусульманской общины, или тем, кто просто считает, что раз большинство абхазов мира живет в Турецкой Республике, а Анкара в этом конфликте решительно поддержала Азербайджан, то и Абхазия должна быть на их стороне. По поводу таких голосов один из интернет-комментаторов написал:
Читайте также Карабахская «разморозка»: реакция из Абхазии«Конечно, это право каждого – иметь свою точку зрения и публично ее излагать. Но, мне кажется, это люди, не привыкшие взвешивать все обстоятельства, важные для их страны и народа, в том числе геополитические аспекты, зато привыкшие ставить во главу угла сугубо индивидуальные представления».
Есть и попытки спрогнозировать развитие конфликта, предложить какое-то решение. Вот несколько текстов.
«Когда руководители ведущих мировых держав – США, России, Франции – обратились к воюющим сторонам с призывом о немедленном прекращении огня, то они сказали то, что должны, конечно, были сказать. Но одновременно всем понятно было, что никто их не послушает. Не для того эта война начиналась, чтобы прекратить ее просто так. Она закончится или после катастрофического поражения одной из сторон, как было в 1994-м, или после полного истощения сил обеих сторон, до которого еще далеко».
«Я встретил в СМИ любопытное сообщение: посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы (тот самый, который пел когда-то «Вчера ты мне сказала, что позвонишь сегодня…») «показал карту, на которой отмечены территории Нагорного Карабаха и семь районов вокруг этой территории. Он пояснил, что эти семь оккупированных районов не являются Нагорным Карабахом, так как это азербайджанские территории. И весь мир это подтверждает. Политик заявляет, что Азербайджан хочет только эти семь районов и ничего больше». Но если бы это было так, компромисс было бы легко найти – независимость Арцаха в обмен на территории этих районов. Только из Баку я ничего подобного не слышал, для них это стало идеей-фикс – вернуть назад территорию НКР, которая составляет четыре процента территории Азербайджанской ССР, и где живет 150 тысяч человек – полтора процента населения Азербайджана».
А сегодня в абхазском сегменте «Фейсбука» появился такой обмен мнениями:
«Они (армяне) не хотят возвращать даже эти семь районов, которые заняли вокруг Карабаха. Верни их и поставь миротворцев в Карабахе»;
– Согласен, вышел перебор»;
– Да, перебор, но там география многое объясняет: эти районы окружают Арцах со всех сторон, включая Лачинскую «пуповину», вот армяне и решили когда-то в свое время обезопасить себя от обстрелов с помощью такой огромной буферной зоны. Может, сейчас с помощью их возврата и можно будет найти приемлемый выход из войны».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
СПРАВКА «Эха Кавказа»
Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. Населенная в основном армянами Нагорно-Карабахская автономная область при поддержке Армении заявила о выходе из Азербайджанской ССР, а в сентябре 1991 года объявила о создании Нагорно-Карабахской Республики. За период вооруженного конфликта 1988-1994 годов погибли 30 тысяч человек, более сотни тысяч стали беженцами и вынужденными переселенцами.
Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика официально не признана ни одной из стран ООН, в том числе Арменией, которая является гарантом ее безопасности и настаивает, что НКР должна быть независимой.
В 1993 году ООН приняла четыре резолюции с требованиями вывода армянских войск из Карабаха и признанием территории частью Азербайджана.