В Сухуме намерены бороться с бродячим скотом, причем самыми жесткими методами – в случае неявки хозяина (которому грозит штраф) скотину отправят на убой. «Эхо Кавказа» решило узнать мнение жителей столицы об этом нововведении.
– Как вы относитесь к решению столичных властей отлавливать и отправлять в специальный отстойник разгуливающих по Сухуму коров и лошадей? Чтобы вернуть животное, владельцы должны будут заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей. А если хозяин не объявится в течение двух дней, то скот отправят на убой.
Астамур Какалия, житель г. Сухума: По форме, конечно же, правильно, но по содержанию – это выйдет, как лишение малоимущих граждан последних источников средств к существованию. То есть у нас кто держит коров в городе, это не какие-то миллиардеры держат коров, это малоимущие граждане, как правило, в городе, в пригороде держат коров, мало земли и т.д. у них. И когда вы забьете на мясокомбинате скотину или пару раз обложите штрафами владельца, а потом лишите скотины, вы просто какую-то бабушку лишите источника средств к существованию. Она продавала молоко, продавала сыр на рынке, небольшие суммы. Вы их выталкиваете из раздела «бедность» в раздел «нищеты». Со стороны, по форме, да, это все замечательно выглядит. Вы уберете скотину, а по содержанию это будет вот так, на мой взгляд.
Мазонна Багратовна Цвижба: Я считаю, что это правильно. То, что хозяева оставляют без присмотра свою скотину, – это влияет на чистоту нашей столицы. Санкции применялись и ранее, но все равно собственники не останавливаются, они продолжают отпускать своих животных. Это неправильное отношение не только к животным, но и к населению нашего города. Там мизерная, видимо, оплата штрафа, надо просто повысить штраф, и в таком случае, когда они задумаются, что корову надо почти выкупать, придут к правильному решению. То есть они будут содержать в надлежащем порядке свое животное и не выпускать в условиях города. Если штраф раз, два не оплатят, то, конечно, убой. Больше выхода нет, потому что я считаю, что они неуважительно относятся, прежде всего, к нам, сухумчанам, а потом уже пусть решается вопрос, достойны ли они содержать это животное, за которым они не могут присматривать. И убой, конечно, правильный результат. Я живу на улице Очаленко: действительно, наша улица засорена этими животными. И невозможно пройти. Везде они оставляют следы, естественно, приходится нам убирать.
Кристина Гумба: Десятилетия прошли, но проблема у нас никак не решается, но то, что администрация столицы приняла такое постановление, я только «за»! Увезли один раз, второй раз, третий раз так сделают, я уверена, что люди не будут выпускать домашний скот на самовыгул. Парнокопытных можно же пожалеть, не выпускать их на асфальт. Растения портят, газоны вытаптывают, это не самая большая проблема, проблема – аварии. Они все равно стоят на дорогах, по трассе в городе, и из-за них очень часто аварийные ситуации с летальным исходом. Я считаю, что правильно они сделали. Не пришел человек, не вернул свое животное, штраф пять тысяч, я бы увеличила штраф. На убой и все, мясо на продажу. Все правильно, я согласна с администрацией Сухума. Может, это как-то послужит, и люди перестанут выпускать своих животных в город на прогулку.
Читайте также «Священные» коровы-убийцыИнга Кварандзия: Я вообще-то против всякого насилия, но, с другой стороны, наши люди по-другому не поймут. Это не скот виноват, что он так разгуливает, это хозяин виноват в этом, но, если у тебя есть скотина, почему ты не держишь ее взаперти в каком-нибудь загоне, почему нет? Зачем они должны мешать проезду автомобилей и создавать аварийные ситуации, зачем это нужно? Но я думаю, что по-другому не получится. Придется принимать такие меры.
Николай Медвенский: В целом положительно отношусь, потому что мы знаем, что проблема со скотом возникла не на ровном месте, далеко не сейчас, а несколько десятилетий назад. Но есть ряд моментов. Животных надо убрать, прежде всего, с тех мест, где они создают помеху в движении транспортных средств и, соответственно, возможны аварии, в том числе и со смертельным исходом, бывало и такое. Но двое суток, мне кажется, это маленький срок, потому что человек может не успеть среагировать на исчезновение своей коровы, они могут находиться на выпасе и значительно большее время не заходить в дом. Третий момент – это неизбежные конфликты с владельцами скота, которые, конечно же, возникнут. Мне кажется, что стремление нужное, здоровое вполне, но немного надо доработать.
Карина Колпакчян: Как любителю животных мне в первую очередь жаль скот, ведь он не виноват в безответственности хозяев. В этом вопросе две стороны медали. Первая – скот не должен гулять по трассе и по городу, людей, привыкших за последние 30 лет ко вседозволенности и безнаказанности, нужно снова приучать к ответственности путем штрафов – с этим я полностью согласна. Вторая сторона – люди привыкли выживать как могут, помощи от государства никакой, в принципе, нет, раньше были специальные отведенные под пастбище места, сейчас этого нет, за скотом усмотреть трудно, без него тоже многим тяжело. Поэтому правительство, администрация должны понять, подойти снисходительно, ограничиться штрафами, только всем одинаково, не выбирая снова своих и чужих (это один из главных аспектов неудач с исполнением законов у нас), подумать над тем, чтобы в селах и пригородах организовать пастбища, чтобы у людей была возможность содержать скот и не бегать за ним целый день. Итог – я за штрафы, но против отправки на убой!
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия