Строительство крупной электростанции в горах Сванетии снова под вопросом. Правительство Грузии намерено дать еще один шанс инвестору из Кореи, который достроит многострадальную ГЭС. Цена вопроса – более миллиарда долларов, однако государство может и само вложиться в проект.
Торжественная закладка фундамента ГЭС состоялась 15 сентября 2015 года. На церемонии вместе с членами правительства присутствовали представители южнокорейской государственной компании-инвестора K-Water. Строительство ГЭС планировалось завершить к 2021 году, выработка электроэнергии должна была начаться двумя годами ранее.
Тогда в правительстве с гордостью заявляли, что проект станет самым масштабным в постсоветской истории Грузии. Высота возводимой на одном из притоков Ингури плотины должна была составить 135 метров, длина – 870 метров, проектируемая мощность – 280 МВт. По заключенному меморандуму после 34 лет эксплуатации ГЭС безвозмездно переходила в собственность Грузии. Дополнительным преимуществом проекта считалось то, что строительство проходило в нежилой зоне, и на нем планировалось занять жителей Сванетии.
Читайте также Нескромная секретность Ненскра ГЭСКроме того, новые объект должен был нести стабилизационную функцию для Ингурской плотины, которая имеет свой предел устойчивости и с которой в период весенних паводков воду приходится впустую сливать. Потенциал реки Ингури – 10-12 миллиардов кВт/часов в год, из которых на Ингури ГЭС в год вырабатывается приблизительно треть – 3,5-4 миллиарда кВт/часов. Выход виделся в строительстве дополнительных ГЭС. Подготовительные работы для строительства в ущелье реки Ненскра были завершены, но проект не ожил.
Your browser doesn’t support HTML5
Сейчас правительство пытается возродить проект. По информации министра экономики Левана Давиташвили, несмотря на невыполнение обязательств, корейской компании K-Water будет дан еще один шанс, но с пересмотром прежних условий в пользу государства.
«Если компания будет готова реализовать проект и добиться реального результата в новые сроки, мы дадим компании еще один шанс. Мы начали переговорный процесс, но обновили условия. Эти условия были оговорены с самого начала, но в меморандуме заложена возможность требовать лучшего тарифа для государства. Я думаю, это справедливо, потому что компания так долго не выполняла свои обязательства и нанесла ущерб экономике Грузии нереализованным проектом. До конца года решение должно будет принято, больше времени не будет, тогда мы аннулируем контракт», – сказал Давиташвили 21 ноября.
По соглашению о гарантированной покупке мощности (PPA), подписанному с государством, Грузия должна была закупать электроэнергию по заранее установленному тарифу – 7,55 цента за киловатт-час.
Читайте также Ненскра ГЭС превысила энергетическую ценностьИменно эта статья вызывала наибольший протест экологов и экономистов, которые, со ссылкой на международных экспертов, не раз заявляли, что в случае реализации проекта по первоначальным условиям заложенный в меморандум тариф тяжким бременем ляжет на бюджет Грузии. По словам представителя «Зеленой альтернативы» Давида Чипашвили, в отчете Всемирного банка за 2018 год говорится, что обязательства государства по гарантированным закупкам электроэнергии содержат серьезные риски, так как грузинский рынок не нуждается в избыточном количестве электроэнергии. А учитывая конъюнктуру у соседей, у которых цены на генерацию значительно ниже, Грузия не сможет продать избытки энергии на экспорт.
«Разумеется, возникает вопрос рентабельности закупки такого количества дорогой электроэнергии из госбюджета, а значит, из наших карманов. Согласно стресс-тестам отчета, из-за этого фактора стоимость электроэнергии вырастет с 12,5 тетри за квтч до 22,7 тетри к 2030 году».
Действительно, цена киловатт-часа в Турции и Азербайджане с возведением новых объектов генерации поэтапно снизилась с 8,5 центов до 4,5 центов, а в России с 3,5 центов до 2,5 центов. Понятно, что правительство задалось вопросом о рентабельности ГЭС, электроэнергию которой государству придется закупать по цене от 7 центов за киловатт.
По всей видимости, в правительстве Грузии собираются поучаствовать в проектах Намахвани ГЭС и Ненскра ГЭС. В конце прошлого месяца министр финансов Лаша Хуцишвили ясно дал понять, что важные энергетические проекты должны принадлежать не частному инвестору, а государству, и объявил об изменениях политики в этой связи:
«Подтверждаю, что наша политика в отношении ГЭС претерпела изменения, и мы готовы вместе с инвестором принять участие в реализации проекта. Это произойдет в том случае, если по какой-то причине инвестор не сможет довести проект до конца. Разумеется, речь идет о долевом участии, а не полной стоимости проекта».
Читайте также Крупные ГЭС: рентабельность под вопросомСегодня K-Water принадлежит 91,9% акций «Ненскра Гидро», остальные активы у государственного «Партнерского фонда» Грузии. Согласно сайту компании, K-Water контролирует треть всех электростанций Кореи, вырабатывающих 2453 ГВтч электроэнергии. Общие активы K-Water составляют более 17,6 млрд долларов США. 93,8% капитала принадлежит государству, а 6,2% – Корейскому банку развития.