Сегодня в Тбилиси состоялось публичное обсуждение проекта гидроузла Ненскра ГЭС, строительство которого предполагается в высокогорной Сванетии. В нем приняли участие представители правительства и гражданского сектора, грузинские и международные эксперты, а также местные жители. Правозащитники и представители третьего сектора потребовали рассекретить договор, заключенный между государством и инвестором из Южной Кореи. В свою очередь, представители правительства рассказали о положительных сторонах проекта, которые укрепят энергетическую безопасность Грузии.
Организатором мероприятия является АО «Ненскра Гидро». Оно создано в 2015 году в результате сотрудничества между Партнерским фондом Грузии и государственной компанией из Южной Кореи K-Water. Основной целью АО является возведение в русле реки Ненскра масштабной плотины и комплекса ГЭС, вырабатываемая на нем электроэнергия (ежегодно 1,2 гигаватт-часов) будет целиком направлена на потребности местного рынка.
Строительство планируется завершить к 2020 году. После 35-летней эксплуатации комплекс полностью перейдет от инвестора во владение государства. Об этом во вступительном слове рассказала заместитель директора Партнерского фонда Натия Турнава.
После этого представители «Ненскра Гидро» представили обширный доклад, в котором говорилось о предполагаемом воздействии комплекса на социальную и природную среду региона, а также пути решения проблем.
В последующих прениях выяснилось, что местные эксперты из неправительственного сектора ждут ответов совсем на другие вопросы.
Гражданский активист Цотне Гамсахурдия обратил внимание присутствующих на совершенную секретность договора, заключенного между государством и инвестором. По словам активиста, подобная непрозрачность наводит на некоторые подозрения:
«Месяц назад я обратился с иском в городской суд о конфиденциальности проектной и экономической части договора. На это я получил от замминистра энергетики Рухадзе ответ, что данная информация является конфиденциальной. Общественность должна знать, по какой цене государство обязывается закупать электроэнергию от инвестора. Не получится ли так, что она будет дороже импорта? Согласно открытому меморандуму, заключенному между государством с инвестором аналогичной Худонской ГЭС, выработанная на ней электроэнергия обойдется нам в 10,5 центов, что значительно дороже импорта. По какому праву Партнерский фонд скрывает от нас эту информацию?»
В ответ представитель Минэнергетики Тамар Меликишвили заявила, что конфиденциальность договора была одним из требований инвестора:
«Законодательство Грузии допускает понятие коммерческой тайны. Соответственно, инвестор воспользовался этим правом, и правительство Грузии пошло ему навстречу. Так как инвестор ведет переговоры с международными финансовыми институтами, ряд положений договора не станет достоянием общественности. Мы допускаем, что это случится после завершения переговоров».
Еще один вопрос, который прозвучал в ходе дискуссии, касался сроков передачи Ненскра ГЭС в собственность государства. Некоторые эксперты выразили сомнение, что через 35 лет станция будет находиться в удовлетворительном состоянии. Не получится ли так, что ресурс станции к этому времени окажется полностью выработанным?
На эти вопросы в завершение встречи ответила заместитель директора Партнерского фонда Натия Турнава:
«Исходя из высокого общественного интереса, скажу, что цена вырабатываемой энергии будет полностью конкурентной и намного дешевле той, что вырабатывается на теплостанциях. Необходимо понимать, что наш договор с нашими партнерами обоюдовыгоден. Мы получим дополнительную мощность, способную покрыть зимний дефицит, который мы компенсируем за счет импорта или дорогой электроэнергией с теплостанций. В свою очередь, инвестор получит возможность полностью перекрыть средства, потраченные на строительство узла. В завершение скажу, что, согласно договору, передача ГЭС в собственность государства произойдет после его изучения международными экспертами».
По оценке эксперта сферы энергетики Андриа Гвидиани, публичное обсуждение проекта является одной из обязанностей инвестора. К сожалению, по причине конфиденциальности договора общественность так и не получила ответа на волнующие вопросы, резюмировал эксперт:
«По причине засекреченности проекта дискуссия прошла на фоне эмоций, где, несмотря на справедливые замечания оппонентов проекта, было мало конкретики. По неофициальной информации, стоимость строительства ГЭС колеблется на отметке в один миллиард долларов, что, согласно общемировой практике, достаточно дорого. Только длина тоннелей, по которым будет осуществлен подвод воды, равняется 27 километрам. По этим косвенным данным мы можем судить о цене вырабатываемой энергии. Конечно, хотелось бы отойти от практики непрозрачности, которая обычно присуща государственным соглашениям. Остается уповать на то, что государство не смогло найти инвестора на более выгодных условиях».
По заверению организаторов встречи публичное обсуждение проекта будет продолжено, в том числе путем организации встреч с населением на местах.