Accessibility links

Грузия в поисках энергии


Основные дебаты в Грузии вполне ожидаемо развернулись вокруг переговоров с «Газпромом»
Основные дебаты в Грузии вполне ожидаемо развернулись вокруг переговоров с «Газпромом»

Одним из важнейших вызовов для Грузии в 2016 году стало обеспечение страны электроэнергией. Несмотря на низкие темпы экономического роста, страна столкнулась с дефицитом в зимний период. После чего началась дискуссия о том, можно ли заключать дополнительные договоры на поставки энергоносителей с Россией.

Вопрос диверсификации поставок энергоносителей стал одним из важнейших для Грузии в минувшем году. Тревожный звонок прозвенел в начале года, когда начались перебои в газоснабжении Грузии. Азербайджан, являясь на протяжении последних 10 лет практически безальтернативным поставщиком газа на грузинский рынок (на российский газ приходится не более 8%), неожиданно заявил, что не сможет обеспечить поставку дополнительных объемов газа.

До 2015 года потребность Грузии в голубом топливе была на уровне двух миллиардов кубометров, однако год назад потребление возросло до 2,5 миллиарда, что создало дефицит газа. Власти Грузии, в лице министра энергетики Кахи Каладзе, после отказа Азербайджана стали зондировать почву на предмет закупки недостающих объемов в России и Иране.

Грузия в поисках энергии
please wait

No media source currently available

0:00 0:10:10 0:00
Скачать

Основные дебаты вполне ожидаемо развернулись вокруг переговоров с «Газпромом». По мнению оппозиции, сам факт переговоров с российским газовым монополистом ставит под угрозу энергетическую безопасность страны. На это Каха Каладзе отвечал, что в создавшийся ситуации «Грузия была вынуждена искать недостающий газ везде, где это возможно»:

«На протяжении последних нескольких лет мы в определенной степени столкнулись с проблемой обеспечения газом, о чем оповещали наших азербайджанских партнеров. В то же время мы закупали недостающие объемы газа из России. Это было связано с тем, что трубопровод, принадлежащий SOCAR, не был в состоянии пропустить больший объем газа. Мы направили не одно официальное письмо руководству консорциума «Шах-Дениз» о поставках газа по их трубопроводу, и всегда получали отказ. Поэтому нам пришлось искать новых поставщиков, в числе которых и Иран. После этого прошли последние переговоры с азербайджанскими партнерами, и у них обнаружилась возможность поставок дополнительных объемов газа по второму газопроводу».

Энергетическая ситуация в Грузии должна улучшиться после 2019 года, когда будут запущены международные проекты, в том числе Трансадриатический газопровод ТАР, по которому газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2» будет транспортироваться в Европу. Объем инвестиций оценивается в 45 миллиардов долларов, в том числе два миллиарда будет вложено в Грузии.

Председатель наблюдательного совета Нефтегазовой корпорации Грузии Теймураз Гочиташвили в беседе с «Эхом Кавказа» поделился некоторыми параметрами проекта. По его словам, труба будет наполнена исключительно газом с месторождения «Шах-Дениз». После укладки второй ветки общая пропускная способность газопровода возрастет до 24 миллиардов кубометров в год.

«Строительство новой ветки будет происходить параллельно существующему Южнокавказскому трубопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзерум), который сегодня пропускает шесть миллиардов кубометров газа в год. На территории Грузии его протяженность составит около 64 километров. Также будут построены две газонапорные станции. Уточню, что Грузия получит газ не даром, но после задействования газопровода в 2020 году страна сможет закупать один миллиард кубометров газа в год по льготным ценам, которые значительно ниже рыночных», – заявил специалист.

Эксперт сферы энергетики Андриа Гвидиани считает, что после реализации проекта проблема обеспечения Грузии газом в значительной степени будет решена. Недостаток газоснабжения, который наблюдался в начале 2016 года, в будущем вряд ли повторится:

«Чем больше международных энергетических проектов будет реализовано на территории Грузии, тем в большей мере будет обеспечена наша энергетическая и политическая безопасность. На фоне роста напряженности между Россией и Европой значимость таких проектов возросла. Европа, которая желает в меньшей степени зависеть от российских энергоресурсов, занята поисками альтернативных маршрутов».

Тем временем Грузия активно осваивает свой собственный энергетический потенциал. В высокогорной Сванетии запланировано возведение 34 станций, в том числе двух крупных – ХудониГЭС и НенскраГЭС. Строительство последней идет активными темпами, несмотря на противодействие местного населения и экологов, которые против затопления части территории региона.

Гражданский активист Цотне Гамсахурдиа объясняет, что противники строительства выступают против ГЭС не только из экологических соображений. По его словам, возведение этих объектов еще и экономически нецелесообразно. Заключенный между правительством и инвесторами меморандум подразумевает закупку государством электроэнергии в пиковые часы по цене 26 тетри за киловатт, и значительно превосходит существующий сегодня тариф:

«Лет через 10, когда проектные мощности будут введены в эксплуатацию, эта электроэнергия в Грузии не будет нужна никому. Эти ГЭС просто будут по контракту работать на чье-то обогащение. Закупать энергию по той цене, которая зафиксирована в меморандуме, – абсурд! Цена киловатта, выработанного ИнгуриГЭС, в десять раз меньше. Это не стоит таких масштабных потерь территорий. Создавать риск катастрофы в целом регионе – и ради чего? Энергия, получаемая из альтернативных источников, дешевеет с каждым годом. Через 10 лет эти станции будут выглядеть анахронизмом».

Однако, по мнению властей, развитию гидроэнергетики нет альтернатив. Замминистра энергетики Илья Элошвили считает протест жителей Сванетии провокацией.

«Эти неправительственные организации существуют для того, чтобы вести подрывную деятельность против экономики страны. Их требования абсурдны, но население им почему-то верит. Мне непонятна их логика, почему мы должны приостанавливать частные инвестиции в один миллиард долларов? Строительство обязательно будет продолжено, так как оно не имеет прямого отношения к деревне Чубери, которая находится на удалении 20 км. В проект вовлечены Всемирный банк и другие солидные международные организации. Как можно подумать, что мы не учли социальные и природоохранные вопросы? Нам непонятны их действия, и мы призываем население не идти на поводу у этих провокаторов».

Существует альтернатива ГЭС – ветряные станции. С учетом удешевления их производства, ветер может стать полноценным источником энергии для страны. Пока в этой области делаются самые первые шаги. Так, 6 октября прошлого года в Грузии состоялся запуск в эксплуатацию первой электростанции, работающей на энергии ветра. Возведение объекта проектной мощностью 20,7 Мвт и стоимостью 34 миллиона долларов было осуществлено на средства Фонда развития энергетики и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

На торжественной церемонии открытия ветряной станции присутствовали члены правительства, зарубежные гости и строители. По словам премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили, появление электростанции такого типа – важный этап в реализации правительственной стратегии по развитию возобновляемой энергетики:

«Исходя из своей специфики и характеристик, эта электростанция является одной из лучших в мире. Она даст возможность покрыть часть дефицита электроэнергии в зимний период за счет энергии ветра. Ветряная станция является безопасной для населения и с точки зрения экологии. Грузия богата возобновляемыми источниками энергии – ветрами и солнечным светом. Я убежден, что полноценное использование этих ресурсов внесет весомый вклад в энергетическую безопасность Грузии».

Эксперты приветствовали развитие альтернативной энергетики, но с некоторыми оговорками. По словам специалиста Андриа Гвидиани, генерация электричества из альтернативных источников пока является дорогим удовольствием:

«На сегодняшний день строительство и эксплуатация альтернативных объектов генерации значительно менее рентабельны, чем ГЭС и тепловые станции, так как вырабатываемая ими электроэнергия стоит дороже. В нашем случае себестоимость киловатта равняется 6-7 центам, что является достаточно высокой ценой для Грузии. Однако мировые тенденции направлены в сторону понижения стоимости альтернативной энергетики. Поэтому я приветствую планы правительства по наращиванию мощности существующей ветряной станции до 100 Мвт».

В целом, по словам экспертов, у энергетики Грузии есть солидный потенциал – дело остается за малым: научиться возводить энергетические объекты с соблюдением норм экологии и с учетом соблюдения прав граждан, проживающих в этих местах.

XS
SM
MD
LG