Ротшильд остался в Грузии без дома

Васил Мшвениерадзе, Михаил Чинчаладзе, Леван Мурусидзе и Серго Метофишвили (коллаж)

На фоне инициатив «Грузинской мечты» по установлению финансового контроля над неправительственным сектором и СМИ вскрываются новые случаи утаивания доходов высокопоставленных чиновников в исполнительной и судебной власти.

Сегодня четверо грузинских судей выступили против проверки Антикоррупционным бюро их имущественного положения. Это сообщение, в особенности на фоне требований прозрачности от неправительственных организаций и СМИ, вызвало широкий резонанс среди грузинской общественности.

По данным неправительственной организации «Институт развития свободы информации» (IDFI), Тбилисский городской суд остановил процесс проверки деклараций об имущественном положении четырех судей. Среди них двое, Михаил Чинчаладзе и Леван Мурусидзе, находятся под санкциями Госдепартамента США по подозрению в «причастности к значительной коррупции».

Читайте также Леван Мурусидзе: «веттинг» судей в Украине и Албании не ведется

Напомним, 12 января 2024 года независимая комиссия, созданная Антикоррупционным бюро, отобрала 300 чиновников, в том числе 27 судей, для проверки их деклараций об имуществе. Кроме вышеупомянутых двух судей, в список «избранных» вошли Серго Метофишвили и Васил Мшвениерадзе. Эти судьи также обратились в Тбилисский суд с просьбой признать протокол заседания комиссии недействительным. Решением суда имущественная проверка этих судей была прекращена.

Читайте также Четверо грузинских судей выступают против проверки их имущества

Представители гражданского сектора считают, что отказ от проверки деклараций имущества должностных лиц говорит о высокой вероятности коррупции в судейской системе.

«Впервые в истории Грузии судьи приостанавливают решения государственной инстанции в отношении себя. Следует отметить, что Антикоррупционная служба является важным институтом государства, и показательно, что из всех чиновников только судьи просили приостановить процесс проверки их имущества, – при том, что бюро не располагает следственными полномочиями. А ведь это люди, в добропорядочности которых у общественности имеются серьезные подозрения. Возникает вопрос: что происходит, почему должностные лица пытаются обойти элементарную служебную проверку?», – задается вопросом исследователь IDFI Георгий Давитури.

Читайте также Суд и честность. Почему власти Грузии отказываются проверять служителей Фемиды?

На этот вопрос ответила глава НПО «На страже грузинского суда» Нази Джанезашвили. Отказ группы судей от проверки их финансовых активов свидетельствует о том, что им есть что скрывать, считает эксперт:

«Они использовали свое служебное положение и связи в системе, чтобы скрыть от общественности свое имущественное положение. Они через судебный клан приостановили работу государственного института, чего не могли бы сделать без благословления власти. Разумеется, подконтрольные клану судьи не посмели принять иного решения, значит, они пытаются скрыть от общественности накопленные богатства».

Вопросы у экспертов есть и к непрозрачной работе исполнительной власти, в частности, в отношении многомиллионного контракта правительства с Инвестиционным фондом Ротшильда (Rothschild & Co). Согласно информации депутата парламента Романа Гоциридзе, фонду было выплачено 10 миллионов лари на подготовку в Грузии финансового центра, однако соответствующий документ так и не появился. Вопрос, адресованный депутатом к министру экономики Левану Давиташвили, звучал так:

«Тут явно прослеживается состав преступления: вы заплатили 10 миллионов компании и даже понятия не имеете, где сейчас результат ее работы. Где финансовый хаб? Где документ, за который вы выплатили огромные деньги? Это компания с солидной репутацией, и сомневаюсь, что они замешаны в чем-либо. Куда вы дели эти деньги?».

Читайте также «Неплохо было бы проверить всех судей, которые сегодня работают в системе»

По словам министра, он ознакомился с исследованиями, подготовленными фондом Ротшильда, есть акты приемки-передачи документа, но Давиташвили отказался от его публикации, сославшись на «конфиденциальность».

Примечательно, что имущественные декларации чиновников неоднократно проверялись экспертами гражданского сектора. Согласно исследованию Института развития свободы информации (IDFI), за последние годы 394 чиновника исполнительной власти или члены их семей получили подарки, общая стоимость которых составила 27,8 млн лари.

По мнению аналитиков организации, это происходит потому, что чиновникам постоянно приходится подправлять дисбаланс между доходами и расходами, в чем им помогают родители, родственники или друзья. В большинстве случаев именно эти люди являются для них источником денежных поступлений.

Читайте также Грузинское правительство борется с коррупцией, не оставляя следов

Несмотря на то, что должностные лица обязаны указывать в декларациях дорогие подарки, сами дарители этого делать не обязаны. Следовательно, источники их благосостояния остаются для общественности тайной за семью печатями.

Аналогичный мониторинг деклараций имущества должностных лиц со стороны грузинского отделения Transparency International продемонстрировал, что более половины грузинских чиновников заполняют декларации недобросовестно или неточно, предпочитая платить немалые штрафы, чем раскрывать информацию.

Среди чиновников, получивших денежные подарки, – бывший премьер-министр Грузии Иракли Гарибашвили, которому его родители за последние годы подарили около 450 тысяч лари. В связи с этим всем запомнился прошлогодний скандал, в котором фигурирует его отец Тариэл Гарибашвили – тот арендовал правительственный самолет за 34 тысячи евро, чтобы отвезти на учебу в Америку своего внука, сына Ираклия Гарибашвили.

Читайте также Чартерный рейс и подарки родителей – декларация экс-премьера Грузии

Подписывайтесь на нас в соцсетях