ПРАГА---Может ли Грузия потерять безвизовый режим с Евросоюзом из-за настойчивых попыток властей страны принять так называемый закон об «иностранных агентах», который раскритиковали на Западе и против которого в стране не прекращаются массовые акции протеста? По крайней мере, в резолюции Европарламента, принятой на этой неделе, Еврокомиссии рекомендовано оценить, соответствует ли страна критериям либерализации визового режима. Насколько серьезно это предупреждение, могут ли граждане Грузии лишиться, возможно, самого популярного достижения на пути к ЕС? Спросим у бывшего замминистра иностранных дел страны и бывшего главного переговорщика по вопросу визовой либерализации Грузии с ЕС, кадрового дипломата Гиги Гигиадзе.
– Батоно Гиги, вас встревожила эта новость? Насколько вероятно, чтобы Грузию лишили безвизового режима с ЕС?
– Я думаю, что эта угроза совершенно реальна, исходя из той ситуации, которая сложилась в Грузии в течение последних двух недель. Вчера мы уже услышали от Европарламента предупреждение для «Грузинской мечты», что если они не прекратят лоббировать этот закон – «русский закон», который они вернули в парламент год спустя, – то угроза того, что Грузия потеряет безвизовый режим с Шенгенской зоной, совершенно реальна. Я думаю, что это окажет очень негативное воздействие на сближение Грузии с Евросоюзом. Это будет большим шагом назад в этом процессе.
Читайте также Закон об «иноагентах» может стоить Грузии отмены безвизового режима– При этом резолюция Европарламента носит рекомендательный характер. Существует механизм, по которому возможен отзыв безвизового режима с отдельными странами, но он до сих пор практически не применялся. Думаете, Грузия в большей зоне риска, чем остальные страны?
– На самом деле есть два прецедента. Это по отношению к Албании и Тувалу [Вануату].
Your browser doesn’t support HTML5
– К Албании эта мера не применялась. Ей вынесли предупреждение за рост миграционного потока, но в Албании до сих пор действует безвизовый режим с ЕС.
– Тогда Тувалу [Вануату] – точно. С Тувалу [Вануату] было приостановлено, и приблизительно такой же механизм безвизового режима, упрощенный безвизовый режим с Беларусью и Россией был приостановлен после прямой военной интервенции России в Украину. То есть механизм на самом деле был уже задействован. Имеется в виду, что для того, чтобы принять это решение, обязательно только лишь согласие 15 стран-членов Евросоюза из 27, то есть квалифицированное большинство. Инициатором может выступать и отдельно страна-член Евросоюза и Еврокомиссия. Там были внесены поправки, я думаю, в 2017 году, и как Еврокомиссия, так и любая страна-член Евросоюза может инициировать этот процесс.
Это совершенно реальная угроза, и если «Грузинская мечта» продолжит лоббировать этот закон, то граждане Грузии могут на самом деле потерять эту возможность, которая, думаю, очень тяжко отразится на каждом из нас
Если это произойдет, то на минимальное количество месяцев – 9 месяцев – безвизовый режим может быть приостановлен, и после этого он может быть продлен еще на 18 месяцев. То есть в целом около 27 месяцев может этот процесс продолжаться. В течение этого периода Еврокомиссия должна следить за процессами, развивающимися в этой стране, и предоставлять доклады, если будет существовать возможность, чтобы возобновить безвизовый режим.
Но я думаю, что в случае, если «Грузинская мечта» все-таки будет настаивать на принятии этого закона, так называемого закона «О влиянии иностранных сил в Грузии», который именуется «русским законом», эта угроза будет совершенно реальной. Та рекомендация, которую вчера Европарламент дал Европейской комиссии, – в итоге мы получим доклад, где будет очень четко описано, что этот закон противоречит фундаментальным нормам, предусмотренным соглашением о безвизовом режиме. Я думаю, что это совершенно реальная угроза, и если «Грузинская мечта» продолжит лоббировать этот закон, то граждане Грузии могут на самом деле потерять эту возможность, которая, думаю, очень тяжко отразится на каждом из нас.
– Батоно Гиги, я хочу спросить у вас как у кадрового дипломата о войне слов между Тбилиси и Брюсселем. Грузинские власти раскритиковали эту резолюцию и не только эту. Из Тбилиси в последнее время традиционно слышатся жесткие оценки в отношении западных партнеров. И исходят они из страны, которая декларирует евроатлантические устремления, у которой это прописано в Конституции. О чем говорит эта риторика, в какой точке находятся сегодня отношения Грузии и западных партнеров?
– Я думаю, что на данный момент отношения между Грузией и Евросоюзом находятся на самом низком уровне, который мы могли бы себе представить в течение последних 32 лет, то есть с самого начала нашей независимости. Я думаю, что та риторика, которую мы слышим со стороны «Грузинской мечты», свидетельствует о том, что эта партия уже напрямую собирается развернуть внешнеполитический курс Грузии и уже прямо ориентируется на Россию. Я думаю, что критика, которую мы слышим со стороны высокопоставленных членов партии «Грузинская мечта», однозначно подтверждает, что они на самом деле никогда и не хотели получить статус кандидата в ЕС, не хотели открывать переговоры о вступлении Грузии в Евросоюз, и сейчас у них нет другой возможности, кроме как остановить целый процесс сближения Грузии с Евросоюзом только лишь одним принятием вот этого закона.
Никакой необходимости в принятии такого закона не существует. Есть лишь желание «Грузинской мечты» препятствовать сближению Грузии с Евросоюзом
Они, конечно же, стараются подать этот закон населению как закон о прозрачности финансирования. Но на самом деле мы все понимаем, что это очень большая ложь, потому что все негосударственные организации Грузии уже прозрачны... Информация о финансировании организаций опубликована на их официальных интернет-сайтах, то есть она доступна каждому человеку. Никакой необходимости в принятии такого закона не существует. Есть лишь желание «Грузинской мечты» препятствовать сближению Грузии с Евросоюзом и остановить все существующие двусторонние форматы между Грузией и Евросоюзом, включая безвизовый режим, который был упомянут вчера в резолюции Европейского парламента.
– Вчера же премьер-министр Грузии выступил с речью на CPAC (Конференции консервативных политических действий), Ираклий Кобахидзе добился и горячей похвалы от премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Может ли этот европейский союзник власти подстраховать ее от наихудшего сценария, возможного, еще раз подчеркну, возможного отзыва безвизового режима?
Читайте также Гроссмейстер сыграл венгерскую партию– Я думаю, что в данный момент Орбан никоим образом не может повлиять на тот процесс, который может начаться в самом худшем случае против Грузии, то есть приостановление безвизового режима, исходя из того, что, как я уже говорил, только лишь согласие квалифицированного большинства, то есть 15 стран-членов Евросоюза достаточно для того, чтобы приостановить безвизовый режим с Грузией. Остальные 12 стран могут, конечно, высказать свое мнение, но они на процесс повлиять никоим образом уже не смогут. То есть вся эта надежда и все эти заявления, которые мы слышим от «Грузинской мечты», – это попытка ввести еще раз в заблуждение грузинское население и, конечно же, представить ситуацию так, что Венгрия может каким-либо образом помочь сейчас Грузии. На самом деле, это, конечно, не так.
– Батоно Гиги, из страны уже уезжает очень много людей. Например, согласно Национальной службе статистики Грузии в 2023 году количество эмигрантов составило 245 064 человека, что на 95,6% больше, чем в 2022 году. Как принятие закона об «иноагентах» повлияет на тенденцию оттока из страны населения?
Читайте также Грузстат: население Грузии сократилось, рост числа эмигрантов составил 95.6%– Да, это совершенно беспрецедентная ситуация, которую мы сейчас имеем в Грузии, потому что люди уезжают из страны в беспрецедентном количестве. Они покидают страну, потому что не видят здесь никакой перспективы для себя или своих близких. Если этот закон будет принят, я думаю, что эта тенденция еще вырастет, все больше людей постараются покинуть эту страну, исходя из того, что здесь уже не будет никакой возможности свободного самовыражения, здесь уже не будет никакой перспективы сближения Грузии с Евросоюзом, с Европой, с цивилизованным миром.
Я ежедневно слышу молодых людей, которые говорят, что если этот закон будет принят, они серьезно рассматривают возможность покинуть страну
Я думаю, что дискуссия вокруг этого закона уже очень плачевно влияет на этот процесс. Я ежедневно слышу молодых людей, которые говорят, что если этот закон будет принят, они серьезно рассматривают возможность покинуть страну, они серьезно думают, что будут искать работу где-нибудь в другом месте, или же просто уже хотят покинуть Грузию. Это, конечно, еще больше усилит этот процесс, и количество людей, которые захотят покинуть Грузию, будет расти. Исходя из этого, я думаю, что более негативного эффекта, чем этот закон, ничто сейчас не могло бы вызвать. И если бы «Грузинская мечта» на самом деле была на стороне своего населения или на самом деле представляла интересы своей страны, своих людей, своего населения, она бы не представляла этот закон сейчас в парламент и не старалась бы воспрепятствовать всему миру, кроме России.
Читайте также Константине Чахунашвили: «Говорят «С достоинством в Европу», а ведут нас в Россию»– Многие страны, в том числе европейские, признали Грузию безопасной страной. Может ли это быть пересмотрено и от чего это зависит?
– Это очень хороший вопрос. Если этот закон будет принят и если здесь начнутся репрессии против свободы слова, против неправительственных организаций, против представителей медиа, я думаю, что, конечно, количество людей, которые будут покидать страну по политическим соображениям, будет расти. И те страны Евросоюза, которые уже внесли Грузию в список более или менее безопасных стран, конечно же, пересмотрят этот формат. Я не исключаю, что Грузия опять вернется в группу стран, откуда можно ожидать политически преследуемых людей.
Читайте также Германия может лишить Грузию статуса безопасной страны– То есть будет больше миграции, будет больше обращений за убежищем?
Если страны Европы будут пересматривать статус Грузии как безопасной страны, это еще плачевнее повлияет на всю ситуацию, на весь процесс интеграции между Грузией и Евросоюзом
– Да. Будет больше миграции, больше людей будут подавать прошение о политическом убежище в странах Европы. Это, само собой, повлечет за собой пересмотр статуса Грузии как страны, откуда не ожидается политически мотивированной миграции. Я думаю, что это в прямом смысле повлияет на этот процесс, и очень много стран пересмотрят свою оценку Грузии.
Это очень интересный вопрос, который вы сейчас упомянули, потому что никто еще об этом не думал в Грузии, и люди еще не осознали, что безвизовый режим, который Грузия получила несколько лет назад, уже очень решающий шаг по отношению к Европе. Если страны Европы будут пересматривать статус Грузии как безопасной страны, это еще плачевнее повлияет на всю ситуацию, на весь процесс интеграции между Грузией и Евросоюзом.
– И это наверняка означает, что Грузия еще больше будет отставать от Украины и Молдовы, которые формально начали переговоры о вступлении в ЕС.
– Да, конечно, это означает, что Грузия окажется очень далеко от той группы, в которой мы хотели бы себя видеть, – я имею в виду Украину и Молдову, которые сейчас начинают процесс переговоров о вступлении в Евросоюз. То есть Грузия на самом деле не только географически, но и политически очень сильно отдалится от Евросоюза. Исходя из того, что мы очень много лет старались достичь статуса безопасной страны в Евросоюзе, если этот статус будет утерян, я не представляю, сколько лет понадобится для того, чтобы вернуть то же самое восприятие в Евросоюзе. Я думаю, это усложнит весь процесс и еще больше утяжелит наше сближение с Евросоюзом.
Читайте также Каха Гоголашвили: «Ни одна страна в статусе кандидата в члены ЕС еще не делала таких глупостей»– И я хочу задать вам тот же вопрос, который задаю многим гостям из Грузии. Зачем правящей «Грузинской мечте» и Бидзине Иванишвили в год очень важных, решающих парламентских выборов понадобилось опять вернуться к непопулярному закону, который они уже были вынуждены отозвать один раз под натиском общественного недовольства, массовых акций протеста? Они шли на эти выборы во вполне комфортных для себя условиях – зачем это все?
– Я думаю, что этому шагу есть только одно объяснение: это прямой приказ из России. То есть они сейчас выполняют приказ, полученный из России, они должны во что бы то ни стало принять этот закон. Другого логического объяснения тому, что сейчас происходит в Грузии, на самом деле не существует.