Противостояние из-за закона об «иноагентах» еще раз показало, что за более чем тридцать лет независимости грузинская политическая культура осталась прежней, сетует бывший диссидент, депутат третьего созыва грузинского парламента и конституционалист Вахтанг Дзабирадзе.
– Грузия разделена на две части. 28 апреля на проспекте Руставели стояли противники закона об «иноагентах», оппозиция и гражданский сектор, сегодня, 29 апреля проспект Руставели занят представителями и сторонниками «Грузинской мечты», оппоненты решили собраться в парке Ваке. О чем это говорит?
Я не знаю, смогут ли предстоящие парламентские выборы принести стабильность стране
– К сожалению, мы входим в фазу очень большого противостояния. В этом случае власть должна предпринять все меры, чтобы хоть как-то смягчить поляризацию. Но власти делают наоборот. И все это означает, что настает очень тяжелый период, и я не знаю, смогут ли предстоящие парламентские выборы принести стабильность стране, или наоборот еще больше усугубится противостояние.
Your browser doesn’t support HTML5
– Что вы можете сказать по поводу культуры общения политиков с избирателями? Представители оппозиции, к примеру тот же Зураб Гирчи Джапаридзе (лидер партии «Гирчи – больше свободы»), заявляет, что пришедшие на акцию «Мечты» люди – «чмо, идиоты, предатели, продажные». «Грузинская мечта» также называет продажными и предателями тех, кто в эти дни выступает против закона об «иноагентах».
– Все это не ново, в Грузии ведь политическое противостояние всегда так происходит. Эти эпитеты мы слышим более 30 лет. Оппозиция обвиняет власть в том, что они предатели. И власть обвиняет оппозицию в том, что это они предатели и продажные. Вот как началось это с 1988 года, так продолжается по сей день. Беда в том, что потом, когда оппозиция приходит к власти, она делает то же, что и прежние власти по отношению к ней.
Когда наступает кризис, между властью и народом происходит отчуждение, власть может рассчитывать лишь на людей в госструктурах, так было во время Саакашвили, так было при Шеварднадзе, так было при Гамсахурдия
Вот на таком уровне политической культуры мы были и остаемся, она не очень-то выросла. Другое дело и то, что выбор избирателем уже сделан. Ни в «Грузинской мечте», ни в оппозиции не рассчитывают, что им удастся отобрать друг у друга голоса избирателей. Тот, кто считает, что «Грузинская мечта» не оправдала ожидания, уже в оппозиции. Сегодня произошла определенная кристаллизация в рядах власти. Когда наступает кризис, между властью и народом происходит отчуждение, власть может рассчитывать лишь на людей в госструктурах, так было во время Саакашвили, так было при Шеварднадзе, так было при Гамсахурдия. К сожалению, эта традиция продолжается. Сегодня среди пришедших на митинг власти максимум 10%, возможно, верят, что вот такая «прозрачность» необходима стране, и ради этого можно называть кого-то предателями и другими разными эпитетами. Таких сегодня на митинге будет 10%, остальными 90% двигает личный интерес. Я уважаю искреннее мнение других, которое, возможно, категорически не совпадает с моим. Но мы ведь знаем, что сегодня там нет искренности. И это не ново.
Саакашвили полный стадион собирал в 2012. Шеварднадзе даже Аслана Абашидзе и всю Аджарию вызвал в Тбилиси. Во время правления Гамсахурдия его везде сопровождали батальоны ее сторонников, особенно женщин, и они даже депутатов не пускали к нему. Все это печально, тем более что мы, общество, никакого вывода из всего этого не сделали.
Самым большим несчастьем мне кажется то, что если эта власть примет этот закон, а осенью после выборов она сменится, я уверен, что новая власть оставит его в силе. Вот в чем беда.
– А что вы можете сказать по поводу молодежи, Gen Z, которая все эти дни протестует против принятия закона? Многие из них впервые будут голосовать в этом году, насколько они смогут сменить политическую картину?
5 лет назад были очень пессимистические оценки насчет молодежи – что их вообще не интересует судьба страны. Сегодня это не так, и это меня радует
– Где-то 4-5 лет назад в акциях протестах участвовали люди среднего и старшего возраста. Сегодня эта картина кардинально изменилась. У этой молодежи совсем другая ментальность. Но к сожалению, пока рано говорить об их приходе к власти. Нужно еще 10 лет, чтобы из этого поколения Gen Z вышли политики, взяли на себя ответственность за страну. Но я хочу надеяться на них. Но вряд ли эта молодежь будет очень активной на предстоящих выборах. Да, молодые люди выходят на акции протеста, но большинство из них ведь студенты, и ими не ограничивается все поколение. Несмотря на это, очень хорошо, что эта часть молодежи активна, это означает, что у нас есть будущее. Но нам всем придется много бороться для того, чтобы эта страна стала на что-нибудь похожа. Но надежда есть. 5 лет назад были очень пессимистические оценки насчет молодежи – что их вообще не интересует судьба страны. Сегодня это не так, и это меня радует.
Читайте также Константине Чахунашвили: «Говорят «С достоинством в Европу», а ведут нас в Россию»– Почему «Грузинская мечта» так упорно проталкивает этот законопроект и не отступает, несмотря на нескончаемые призывы, в том числе западных партнеров?
Оппозиция центр тяжести напряжения должна перенести на выборы, на них она должна попытаться сменить власть, а не сегодня
– «Грузинская мечта» приняла очень тяжелое решение. Но если в эти дни «Грузинская мечта» все таки отзовет этот закон, тогда исполнительная власть будет вынуждена подать в отставку. Не думаю, что они решатся на это. Власти решили перенести центр тяжести внимания от выборов на этот закон. Оппозиция не должна допустить этого. Да, у «Грузинской мечты» большинство в парламенте, они могут принять этот закон, но оппозиция должна протестовать по нарастающей, на кону итоги выборов. И акции протеста должны продолжаться. Но то, что вчера происходило во время демонстрации со стороны оппозиции, я считаю ребячеством. Имею ввиду когда представители оппозиции требовали от полиции пустить их на трибуну, сооруженную «Грузинской мечтой» для сегодняшнего митинга. За этим последовала маленькая стычка с полицией. Власть в свою пользу использует такие вещи. Такого не должно происходить. Оппозиция центр тяжести напряжения должна перенести на выборы, на них она должна попытаться сменить власть, а не сегодня.
Читайте также «Протестный настрой только растет, что отлично продемонстрировала вчерашняя акция…»