Европа вслед за США склоняется к тому, чтобы позволить Украине применять предоставленное ей оружие так, как она посчитает нужным. Угрозы Москвы поднять градус конфликта в случае ударов по объектам внутри границ России больше не оказывают на союзников Киева того магического эффекта, которым Москва успешно пользовалась, безнаказанно обстреливая украинские города и сосредотачивая воинские контингенты вблизи границ для последующих наступлений. Киев обещает и дальше работать над тем, чтобы дозволенная зона применения средств поражения и дальше расширялась.
Украина сможет использовать истребители F-16, которые Нидерланды обещали передать Киеву, как посчитает нужным, в том числе для ударов по военным целям в России. Министр обороны страны Кайса Оллонгрен дала понять, что Амстердам не будет вводить никаких ограничений на применение 24 боевых машин, в отличие, к слову, от той же Бельгии, заранее запретившей использовать свои F-16 в российском воздушном пространстве.
«Мы придерживаемся того же принципа, который мы применяли к любой нашей доставке вооружений: как только мы передаем оружие Украине, она сама решает, как его использовать. Мы лишь просим их соблюдать международное право и право на самооборону, закрепленное в Уставе ООН, что означает, что они используют его для достижения тех военных целей, которые им необходимы в рамках самообороны», – заявила Оллонгрен в интервью изданию Politico.
Читайте также Вашингтон дал Украине зеленый свет
Эти нестыковки в позиции европейских государств потребуют от Киева необходимость отслеживать, какие самолеты ВСУ могут или не могут использоваться для нанесения тех или иных авиаударов, что усложнит способность Украины планировать и проводить операции с использованием F-16, когда они наконец поступят.
Тем не менее, растет число стран, поддерживающих право Украины на трансграничные удары. Отказывается от ограничений и Германия. В Берлине отныне допускают использование переданных Украине ЗРК Patriot для уничтожения боевых самолетов над территорией России.
Читайте также Не время для красных линийЕвропа ожидаемо реагирует на решение США разрешить ограниченное применение вооружений американского производства для ударов по российской территории. Изменение красных линий Вашингтона, пусть и с серьезными оговорками, дало зеленый свет на существенное расширение возможностей ВСУ. Президент Украины Владимир Зеленский считает, что за первым шагом должны последовать и остальные, если западный мир действительно хочет поражения России на поле боя.
«Мы благодарны президенту Байдену за то, что нам недавно позволили использовать HIMARS по Харьковскому региону, по приграничью с Украиной. Достаточно ли этого? Нет, потому что недавно я вам приводил примеры аэродромов, с которых Россия бьет постоянно и абсолютно спокойно, зная, что Украина не может ударить в ответ, не имеет соответствующих систем, не имеет соответствующих разрешений», – заявил Зеленский, комментируя все еще сохраняющийся запрет на использование ракет дальнего радиуса действия ATACMS по российской территории.
Читайте также Оружие дальнего действия и далеко идущих последствийС украинским лидером согласны аналитики из американского Института изучения войны (ISW). По их мнению, отсутствие ясности в отношении ограничений на использование Украиной предоставленного США оружия для нанесения ударов по военным объектам на российской территории лишает ВСУ возможности эффективно сдерживать дальнейшие наступательные действия России на севере страны. В то же время сам факт отказа от действовавших до сих пор красных линий сигнализирует, что США готовы распространить разрешение применять оружие и на другие районы, если российские силы начнут наступательные операции в других местах.
Читайте также Удары западным оружием по территории России: что известноКак отмечают аналитики ISW, Кремль может решить начать наступательные операции в различных приграничных областях Украины за пределами Харьковской области, если посчитает, что украинские удары не угрожают концентрации войск в приграничных регионах. Это сделает другие операции российских войск на разных участках фронта более вероятными и потребует от ВСУ перераспределения сил, что сыграет на руку России.
В Москве тем временем даже ограниченное сомнение Запада в «сакральности» российской территории восприняли довольно нервно. Замглавы МИД России Сергей Рябков в продолжение угроз президента Путина заверил, что разрешение Киеву использовать западное оружие для нанесения ударов по целям на территории России может привести к фатальным последствиям:
«Хотелось бы предостеречь американских деятелей от просчетов, которые могут иметь фатальные последствия. Они в силу непонятных причин недооценивают серьезность того отпора, который они могут получить. Мы призываем Вашингтон максимально серьезно относиться к звучащим из России предостережениям».
Читайте также Москва пригрозила США «фатальными последствиями» за ракетные атакиВпрочем, угрозы со стороны российского руководства на Западе явно больше не вызывают той озабоченности, которая наблюдалась в первые месяцы войны. Так, канцлер Германии Олаф Шольц дал понять, что и Москва должна отдавать себе отчет, что в случае необходимости Альянс будет готов себя защищать.
«Мы и другие союзники в прошлом году направили в страны Балтии дополнительные подразделения, а в будущем намерены разместить там целую бригаду на постоянной основе. Этот поворот в политике безопасности необходим, чтобы показать России: мы готовы защищать каждый квадратный дюйм территории НАТО от нападений», – заявил Шольц, выступая на Восточногерманском экономическом форуме.
Читайте также Канцлер ФРГ предупредил Москву о готовности НАТО себя защищатьЧасть политического и военного истеблишмента Европы уверена, что Владимир Путин не хочет прямой конфронтации с НАТО и, как следствие, возможной ядерной войны. Исходя из этого, по мнению начальника штаба обороны Великобритании Тони Радакина, Россия, несмотря на тактические успехи последних месяцев, неизбежно потерпит поражение:
«Путин не хочет войны с НАТО. Путин не хочет ядерной войны. И у нас есть огромное превосходство благодаря силе НАТО. Россия добивается тактических успехов на суше, но если вернуться к марту 2022 года, то Россия занимала около 17% территории Украины. Сегодня она занимает 11%. К концу июня Россия потеряет 500 тысяч человек убитыми и ранеными. Мы уже прошли 800 дней войны, которая, как рассчитывал Путин, должна была продлиться три дня. Это тяжело для Украины, но мы должны сохранять нашу поддержку. Это война экономик. Это война логистики. Это война промышленного производства. Это война политической воли», – заявил Тони Радакин.
Киев, со своей стороны, уже дал понять: все дипломатические усилия отныне будут сосредоточены на том, чтобы союзники продолжили отменять ограничения на применение поставленного ими оружия против целей на территории России.