Грузинские оппозиционеры благодарят конгрессмена США Джо Уилсона за инициированный им законопроект MEGOBARI Act, призванный помочь Грузии не свернуть с демократического пути. В письме благодарности они выражают надежду, что Конгресс США оперативно примет закон, подразумевающий в числе прочего индивидуальные санкции против представителей «Грузинской мечты» из-за принятия закона об «иноагентах». В ответ премьер-министр Ираклий Кобахидзе и другие представители правящей силы обвинили США во враждебных действиях, заявив, что грузино-американские отношения требуют пересмотра.
Раньше предатели родины вроде Серго Орджоникидзе писали письма в Москву, а современные Орджоникидзе стали обращаться к Вашингтону – так премьер-министр Ираклий Кобахидзе поставил знак равенства между Советским союзом и стратегическим партнером США. Он заявил это в ответ на дебаты, состоявшиеся 4 июня в Конгрессе, в которых участвовали руководитель программы европейской интеграции Фонда Гражданское общество Вано Чхиквадзе, экс-посол Грузии в ЕС Наталья Сабанадзе и экс-посол США в Грузии Уильям Кортни.
Читайте также Грузинский день в американском КонгрессеДебаты состоялись вокруг законопроекта по Грузии MEGOBARI Act республиканца и конгрессмена Джо Уилсона. Название акта – акроним на английском языке от «Мобилизация и расширение возможностей Грузии для строительства, подотчетности, устойчивости и независимости» (Mobilizing and Enhancing Georgia's Options for Building Accountability, Resilience and Independence). Само же слово «мегобари» на грузинском означает «друг». Но премьер-министр Ираклий Кобахидзе этот законопроект и дебаты в Конгрессе рассматривает не как дружественный акт, а как враждебный:
«Это все та же измена. Цинично, когда обсуждаемый в Конгрессе закон, называющийся MEGOBARI Act, носит прямо враждебный характер. Я бы назвал этот закон DAUDZINEBELI Act (заклятый), такое название было бы более уместным. Жаль, все это не поможет улучшить грузино-американские отношения», – заявил Ираклий Кобахидзе и, видимо, довольный своим сравнением, даже засмеялся, что редко за ним наблюдалось во время публичных заявлений.
Вано Чхиквадзе и Наталью Сабанадзе, которые рассказали американским конгрессменам о плачевной ситуации в Грузии, глава правительства вновь сравнил с советским большевиком Серго Орджоникидзе, сообщившим Кремлю в 1921 году о том, что над Тбилиси реет красный флаг:
«Единственная разница сегодня в том, что эти люди, современные Орджоникидзе, едут не в Москву, а в Вашингтон, чтобы каким-то образом навредить нашей стране, что, конечно, не что иное, как предательство. Это единственная оценка, которую можно дать», – заявил премьер-министр, не преминув обвинить американских друзей в шантаже:
«Грузино-американским отношениям требуется перезагрузка, оздоровление. Мы все сделаем для этого. Главное, чтобы мы увидели встречные шаги. Когда идет разговор на языке шантажа – это нехорошо, это не способствует оздоровлению отношений».
Читайте также Американский акт «MEGOBARI» в «Мечте» приняли за шантажТаким образом премьер-министр открыл месседж-бокс с эффектом ящика Пандоры, из которого теперь уже из уст других представителей «Грузинской мечты» посыпались аналогичные заявления.
Генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе согласился, что в такой форме стратегические отношения с США больше не представляются возможными и что их нужно пересмотреть. Он заявил, что «Грузия не чей-то вассал, которого используют в своих интересах, чтобы создать такую ситуацию, как в Украине».
Вице-спикер Гия Вольский добавил, что с введением санкций США по Грузии откроет «дружественный огонь».
Читайте также США объявили «Грузинской мечте» безвизовый режим
Депутаты парламентского большинства также не могли простить коллегам-оппозиционерам тот факт, что те направили конгрессмену США Джо Уилсону письмо благодарности за инициированный законопроект MEGOBARI Act.
Созар Субари, депутат «Силы народа» из парламентского большинства, обвинил оппонентов в предательстве:
«Когда оппозиция обращается к авторам этого враждебного акта и благодарит за то, что они [конгрессмены] неправильно оценивают происходящие события в стране и просят введения санкций против Грузии, [это] доказывает две вещи, о которых мы давно говорим. Вся оппозиция – это одно большое объединение предателей родины. И еще – они свою опору видят только в США».
Читайте также Больше, чем выборы. С чем грузинская оппозиция идет на октябрьский «референдум»?Всех критиков, и грузин, и американцев, в правящей силе обвинили в желании устроить революцию и «Майдан», чтобы в Грузии развернулась такая же ситуация, как в Украине.
На эти заявления депутат «Гирчи» Александр Раквиашвили ответил властям с иронией, попросив назвать «человека, у которого есть претензии стать грузинским Че Геварой». «Кто посмеет сказать, что желает революции? Они во время акции протеста молодежи даже боялись на трибуну подниматься. Темой революции сама «Грузинская мечта» пугает общество, говорит об искусственных опасностях, которых не существует. Вообще-то условия для революции создают сами правительства», – напомнил властям оппозиционер.
Депутат парламентской группы реформ Теона Акубардия, одна из авторов письма, рассказала, чего ждут от Вашингтона:
«Мы хотим, чтобы США как друг, эффективно и своевременно поддержали грузинский народ, защищая гражданский сектор и демократию в стране, и поскорее приняли этот закон. Второе, мы говорим о необходимости индивидуальных санкций, о чем говорится и в законопроекте MEGOBARI Act, и просим, чтобы эти санкции были введены не против грузинского народа, а против тех политиков, силовиков, которые хотят покончить с демократией и тащат страну в сторону автократии».
Читайте также Грузинская оппозиция призвала Запад санкционировать принявших закон об «иноагентах» лиц
Авторы письма также призывают США направить в Грузию долгосрочные наблюдательские миссии перед выборами. А депутат «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе добавил, что наряду с санкциями из США, кстати, были бы полезны и санкции из Европы. Но, по его словам, главную санкцию «Грузинской мечте» должны определить грузинские избиратели в октябре на парламентских выборах: «Не дать ни единого голоса режиму, который перекрыл Грузии дорогу в ЕС».