США, ЕС и НАТО пытаются решить финансовые вопросы, связанные с поддержкой Украины. Пока западные лидеры декларируют единство в противостоянии российской агрессии, экономисты пытаются согласовать спорные вопросы. Европа недовольна планом США по использованию замороженных российских активов в качестве гарантии по многомиллиардному кредиту для Украины. ЕС опасается, что в случае провала этой стратегии выплачивать проценты придется европейским налогоплательщикам. Слабым звеном в противостоянии Запада с Россией остается Венгрия.
Будапешт не будет блокировать военную помощь НАТО Украине. Договоренность была достигнута по итогам встречи генсека Североатлантического альянса Йенса Столтенберга с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Глава военно-политического блока прибыл в Будапешт в преддверии саммита НАТО, на котором будет обсуждаться решение более активно помогать Украине в ее противостоянии российской агрессии. Как отметил Столтенберг, в ходе переговоров они с Орбаном согласовали механизм, при котором НАТО не будет использовать венгерские ресурсы при оказании помощи Киеву:
«Я рад, что сегодня я и премьер-министр определили модальность Венгрии – не принимать участие в поддержке НАТО для Украины. Никто из венгерского персонала не будет принимать участие в этой деятельности, и никакие финансы Венгрии будут использованы, чтобы ее поддерживать. В то же время премьер-министр заверил меня, что Венгрия не будет против этих усилий и позволит другим союзникам продвигаться вперед».
Читайте также Рикард Йозвяк: «В каком-то смысле мы все стали Орбанами»Венгерский лидер, которого многие обвиняют в прокремлевской позиции, все это время не соглашался с расширением военной поддержки альянсом Украины. Будапешт при этом настаивает, что остается лояльным членом НАТО. Венгрия поднимает расходы на оборону, а вооруженные силы страны принимают участие в патрулировании воздушного пространства над странами Балтии. Однако в НАТО растет озабоченность в связи с позицией Орбана по вопросу войны в Украине. Некоторые члены альянса даже предлагают перекрыть Венгрии доступ к секретной военной информации и исключить ее из некоторых структур НАТО.
Орбан остается единственным европейским лидером, поддерживающим тесные отношения с российским президентом Владимиром Путиным. Он также высказывался против военной помощи Украине, а весной даже пытался заблокировать решение ЕС о выделении Киеву масштабного пакета финансовой помощи. Венгрия согласилась снять свое вето только после того, как остальные лидеры Евросоюза на специальном саммите дали понять Орбану, что его позиция обернется для Будапешта довольно плачевными последствиями, вплоть до лишения Венгрии европейского финансирования.
По мнению аналитиков, в сложившейся ситуации неучастие Венгрии в деятельности НАТО на украинском направлении – максимальная уступка, которую смог выторговать Виктор Орбан:
«Сегодня мы получили гарантии, что в украинско-российской войне за пределами территории Венгрии нам не придется принимать участие в военных действиях, и Венгрия не будет предоставлять ни денег, ни людей, а территорию Венгрии нельзя использовать с целью вмешательства в эту войну. Мы получили все необходимое для решения текущих вопросов».
До визита в Будапешт генсек НАТО принял участие в первом саммите стран Восточного фланга НАТО в Риге, где собрались лидеры так называемой «Бухарестской девятки» (В9), куда входят Болгария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Венгрия. Столтенберг призвал собравшихся обеспечить военную помощь Украине вне зависимости от внутриполитических изменений в странах альянса:
«После полномасштабного вторжения России в 2022 году союзники ежегодно предоставляют Украине военную поддержку на сумму около 40 миллиардов евро. Мы должны поддерживать этот уровень поддержки столько, сколько необходимо, чтобы каждый год обеспечивать новое финансирование. Надежная, долгосрочная перспектива. Поддержка посылает четкий сигнал президенту Путину, что он не сможет нас пересидеть».
Читайте также НАТО хочет мира, но готовится к войне с РоссиейК слову, первые 1,5 миллиарда евро доходов от замороженных в ЕС российских активов будут переведены Украине уже в июле. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, 90% от них пойдут на оборону, а оставшиеся 10% – на восстановление страны. Глава Еврокомиссии также сообщила, что на этой неделе на саммите «Большой семерки» будет обсуждаться, «как Украина еще быстрее сможет извлечь больше пользы от замороженных российских активов».
Читайте также Байден и Макрон поддержали идею передачи российских активов УкраинеПремьер-министр Эстонии Кая Каллас, которой прочат кресло уходящего верховного представителя ЕС во внешней политике Жозепа Борреля, также уверена, что украинское направление на сегодняшний день – одно из важнейших для будущего Европы. Однако Каллас также подняла еще один крайне важный вопрос – сумеет ли мировое сообщество заставить Россию заплатить за причиненный ущерб:
«Мы должны предоставить Украине военную помощь, чтобы она могла защитить себя. Во-вторых, можно начать восстановление даже во время войны. Перед украинцами стоит трудная задача, но они должны поддерживать функционирование страны в то время, когда на их земле идет война. И третий важный момент заключается в том, что мы должны убедиться, что Россия также заплатит за ущерб, который она наносит Украине, потому что за это не могут платить наши налогоплательщики. Именно поэтому парламент Эстонии принял закон об использовании российских замороженных активов для Украины, и я думаю, что другие страны должны последовать этому примеру».
Читайте также Европарламент дал ЕС урок «фронтовой арифметики»Впрочем, в этом вопросе между правительствами Европы и США наметился серьезный раскол. Речь идет о плане предоставления Украине кредита в размере 50 миллиардов долларов. В то время как лидеры «Большой семерки» собираются в Италии, американские надежды на то, что встреча станет демонстрацией незыблемости западной поддержки Украины, похоже, не оправдаются на фоне растущего раздражения Европы. Аналитики считают, что президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц на полях саммита дадут понять президенту США Джо Байдену, что отвергают американское предложение о гарантиях Европы по кредиту.
В качестве аванса Вашингтон предложил взять для Украины кредит в размере 50 миллиардов долларов, который будет ежегодно выплачиваться за счет прибыли, полученной от замороженных российских активов. В теории ЕС и США согласны с этим планом, но, по данным издания Politico, европейские лидеры возмущены тем, что согласно предложению Вашингтона именно они будут вынуждены выплачивать кредит, если что-то пойдет не так, в то время как американские компании потенциально могут получить наибольшую выгоду от контрактов на восстановление Украины.
«Вашингтон предлагает следующее: «Мы [США] берем кредит, Европа берет на себя весь риск, вы [Европа] платите проценты, а мы [США] используем эти деньги для американо-украинского фонда. Мы, может быть, и глупы, но не настолько», – пишет Politico со ссылкой на высокопоставленного европейского дипломата.
Читайте также США готовы дать Украине кредит $50 млрд, если ЕС продлит санкцииКлючевой вопрос заключается в том, кто юридически будет обязан выплачивать кредит, если, к примеру, дружественное России правительство Венгрии наложит вето на продление санкций ЕС против Кремля, которые по закону должны продлеваться каждые шесть месяцев, и тем самым разморозит активы российского Центрального банка. Среди других рисков – вероятность того, что российские активы перестанут приносить доход или будут возвращены Москве в рамках мирного урегулирования.
Европа опасается, что если Вашингтон или учреждения с крупной долей США, например, Всемирный банк, выделят указанные деньги, то в выгодном положении окажутся именно американские компании, задействованные в схеме предоставления помощи.
Вашингтон, в свою очередь, аргументирует свое предложение тем, что гарантирование кредита деньгами американских налогоплательщиков будет означать привлечение Конгресса к ратификации соглашения. А это чревато тем, что противодействие со стороны республиканцев затянет процесс после ноябрьских президентских выборов.
США и Европа участвуют в гонке со временем не только потому, что Украина отчаянно нуждается в деньгах, но и потому, что нет никакой уверенности в том, что в случае победы Дональда Трампа на выборах в ноябре он поддержит эту инициативу. Учитывая несогласие Европы с предложением США, подписание окончательного соглашения скорее всего будет отложено как минимум до осени.