Успех ультраправых в первом туре внеочередных выборов в Национальное собрание Франции может иметь далеко идущие последствия не только для Пятой республики, но и для всей Европы. Президент страны Эммануэль Макрон, который в попытке погасить правую волну принял спорное решение назначить голосование, теперь пытается сплотить либеральные силы, чтобы не допустить получения ультраправыми абсолютного большинства в парламенте.
«Семь дней, чтобы спасти Францию от катастрофы», – так реагирует либеральное сообщество на итоги первого тура выборов во французский парламент. Согласно окончательным данным Министерства внутренних дел страны, крайне правая партия «Национальное объединение» и ее союзники получили 33,4% голосов. Левая коалиция «Новый народный фронт» заняла второе место с 27,98%. За ней следует центристский альянс президента Эммануэля Макрона «Вместе за Республику» с 20,76%. Примечательно, что нынешние внеочередные выборы были отмечены нетипично высокой для Франции явкой – 66,71%. Это самый высокий показатель с 2002 года.
«Демократия сказала свое слово, и французы поставили «Национальное объединение» и его союзников на первое место, фактически уничтожив лагерь Макрона», – заявила лидер ультраправых Марин Ле Пен.
Большинство аналитиков согласны: авантюра президента Эммануэля Макрона, назначившего внеочередные выборы в надежде нивелировать успех правых на июньских выборах в Европарламент, провалилась.
Читайте также Крайне правые выиграли первый тур выборов в парламент ФранцииСогласно прогнозам, основанным на данных экзит-полов, ожидается, что партия Ле Пен получит от 230 до 280 мест в 577-местной Национальной ассамблее, левый альянс – 125-165 мест, а коалиция Макрона – 70-100 мест.
«Я намерен стать премьер-министром. Тем, кто сделает своими приоритетами защиту покупательной способности, восстановление правопорядка и безопасности по всей стране и, конечно, возобновление нашей миграционной политики. Я намерен стать премьер-министром правительства «сосуществования», уважающего Конституцию и должность президента Республики, но бескомпромиссного в отношении политики, которую мы будем проводить на службе Франции и французского народа», – заявил молодой лидер «Национального объединения» Жордан Барделла.
Второй тур в ближайшее воскресенье фактически будет сводиться к одному основному вопросу: получит ли партия Марин Ле Пен абсолютное большинство голосов? Многое будет зависеть от политических решений, принятых в ближайшие дни перед вторым туром голосования 7 июля. Президент уже обратился ко всем либеральным силам с призывом помешать Ле Пен и ее молодому протеже Барделла утвердить свою победу.
Читайте также Не революция, но тенденция. Правые в Евросоюзе стали сильнее
После обнародования первых прогнозов тысячи французов собрались на площади Республики в Париже, чтобы выразить протест против ультраправых. Как отмечает местная пресса, эти сцены напоминали протесты против Жан-Мари Ле Пена, отца нынешнего лидера ультраправых, который вышел во второй тур президентских выборов в 2002 году в качестве кандидата от «Национального фронта». Тогда либеральные партии и избиратели объединились против ультраправых, отложив свои разногласия в сторону, чтобы не допустить победы крайне правого кандидата в рамках политики, известной как «санитарный кордон». Но за последние два десятилетия европейская политика кардинально изменилась.
«Сегодняшний урок заключается в том, что крайне правые находятся на пороге власти. Никогда прежде в нашей демократии Национальное собрание не рисковало оказаться под доминированием крайне правых. Итак, наша цель ясна: не допустить получения ими абсолютного большинства во втором туре, не допустить доминирования правых в Национальном собрании и, следовательно, управления страной с помощью их катастрофического проекта. Я говорю это каждому из наших избирателей. Ни один голос не должен достаться «Национальному объединению». Итак, ситуация ясна. Задача второго тура состоит в том, чтобы лишить крайне правых абсолютного большинства, создав собрание, в котором мы будем иметь достаточный вес, чтобы создать большинство, основанное республиканских силах», – заявил премьер-министр Франции Габриэль Атталь.
Задача партии Марин Ле Пен – напротив, постараться получить абсолютное большинство в 289 мест, которое позволит сформировать правительство без оглядки на потенциальных партнеров по коалиции от консервативной партии «Республиканцы». Возможный альянс с их лидером Эриком Сьотти вызывает яростное сопротивление со стороны партийных тяжеловесов «Национального объединения».
«Чтобы начать изменения в правительстве и провести реформы, в которых нуждается страна, нам нужно абсолютное большинство, чтобы Эммануэль Макрон через восемь дней назначил Жордана Барделла премьер-министром», – заявила Ле Пен.
Французский политический истеблишмент вступает в хоть и короткий, но крайне интенсивный период подковерной борьбы, когда каждая партия пытается максимально увеличить шансы на финальном голосовании в ближайшие выходные. Крайний срок подачи документов для участия во втором туре – 18:00 вторника, и к этому времени картина станет более ясной.
Сам Эммануэль Макрон стоит перед мучительным выбором – бросить все силы на то, чтобы остановить ультраправых, или попытаться спасти то, что осталось от его некогда доминирующего движения, прежде чем оно погибнет. Объявив внеочередные выборы после катастрофического поражения от ультраправых на июньском голосовании в Европарламент, он преследовал цель остановить крен Франции вправо. И, похоже, добился обратного результата.
Читайте также Рикард Йозвяк: «В каком-то смысле мы все стали Орбанами»Вторая по величине экономика Европы и единственная держава ЕС, обладающая ядерным оружием, сейчас как никогда близка к тому, чтобы впервые сформировать ультраправое правительство.
Если 7 июля «Национальное объединение» получит парламентское большинство, Франция окажется в неизведанных водах. Ей будут управлять, по крайней мере частично, политики, которые сделали себе имя, симпатизируя Владимиру Путину, и в то же время клялись развалить Евросоюз, начать войну с миграцией и выйти из НАТО.