Леван Герадзе: «Думаю, за событиями в Сухуми стоят бизнес-интересы определенных кругов»

Леван Герадзе

Власти Грузии никак не реагируют на события в самопровозглашенной республике Абхазия, где оппозиция протестует против ратификации соглашения между Сухуми и Москвой об осуществлении российскими юридическими лицами инвестиционных проектов на территории Абхазии. О том, почему это происходит, как могут развиваться события дальше, способны ли они изменить нынешний статус-кво грузино-абхазских отношений, и чем, в конце концов, они могут обернуться для абхазских де-факто властей, оппозиции и простых граждан, мы говорим с руководителем Центра мирного образования Сухумского университета (Тбилиси) Леваном Герадзе.

– Леван, о чем вам говорят текущие события в Абхазии, с чем мы имеем дело? Это протест против собственных властей, которые готовы сдать Абхазию Кремлю во имя сохранения собственных кресел, или это протест против реальной попытки России окончательно подмять под себя лакомый кусок, и только?

Это попытка определенных кругов, конкурирующих между собой, заполучить место потеплее под общим российским солнцем

– Нет, не только это, – и то, и другое. И, кроме того, это попытка определенных кругов, конкурирующих между собой, заполучить место потеплее под общим российским солнцем…

– Кланов…

– Не только кланов, но и бизнес-групп, которые не только в Абхазии находятся, они могут находиться вне Абхазии, по большей части, в Российской Федерации, которые имеют влияние, возможности и желание инвестировать в Абхазию, потому что, как мы понимаем Абхазию, – это непочатый край возможностей инвестиционных. Так что, почему бы и нет? И вот если есть такая возможность инвестировать в Абхазию, в ее курортное будущее, то почему нет, исходя из этих вот интересов, а не только бизнес, возможно и политических интересов, потому что все мы прекрасно понимаем, что абхазское политическое руководство имеет довольно близкие связи с Кремлем, и не только политические связи, но еще и экономические возможности, связанные с этим политическим влиянием и связями. Так что здесь все вместе, все интересы сплетаются и поэтому для того, чтобы потушить все то, что там происходит, нужно будет приложить усилия, с одной стороны, а кроме того, мне кажется, что придется еще и потратиться.

Your browser doesn’t support HTML5

Леван Герадзе: «Думаю, за событиями в Сухуми стоят бизнес-интересы определенных кругов»

– Потратиться? Кому и на что, расшифруйте, пожалуйста…

– Тем, кто заправляет всем тем, что там сейчас происходит, и тем, кто хочет, чтобы там было спокойно.

– Леван, а чем нынешние протесты отличаются от предыдущих, которые, как мы помним, заканчивались сменой власти? Насколько сильна сегодня оппозиция в Абхазии, чтобы добиться того же результата? И есть ли в этом вообще смысл, если Россия вцепилась в Абхазию мертвой хваткой и просто так ее не отдаст?

– Ну вы исходите из декларированных интересов не уступать родину кому-либо, которые заявляют абхазские оппозиционеры. Но на самом деле мне почему-то кажется, что за всем этим стоят, я еще раз повторю, бизнес-круги определенных бизнес-интересов. Поэтому, не зная, кто это конкретно, не зная, какие у них силы, я не буду браться за какие-то определенные суждения на эту тему – довольно сложно сказать. Я не знаю, кто за этим делом стоит.

Читайте также «Долой дезертира!» Протестующие требуют отставки Бжания

– Да, мы тоже не знаем, даже какие оппозиционные силы, и какие партии во всем этом участвуют, насколько это все организовано, а не стихийно…

Нужно принять во внимание, какая будет ситуация в самой Российской Федерации, будет ли тем силам, которые сейчас за всем этим стоят до того, чтобы в Абхазии мутить воду?

– Вы знаете, самая лучшая стихийность – организованная. И вот эта вот организация кем спровоцирована, кто за ней стоит, на что те, кто за ней стоят, готовы, что они себе позволят, какие у них возможности – это уйма вопросов, на которые, к сожалению, у меня нет ответов. Поэтому я прогнозировать не берусь. И нужно также принять во внимание, какая будет ситуация в самой Российской Федерации, будет ли тем силам, которые сейчас за всем этим стоят до того, чтобы в Абхазии мутить воду? Никто не знает, потому что ситуация довольно сложная. Насколько международная ситуация и положение, в котором оказался Кремль, будут влиять на эти вот желания тех людей, которые хотят финансировать инвестиционные проекты в Абхазии? Все это слишком взаимосвязано, чтобы лежало на поверхности, а, к сожалению, не имея общей картины и не имея детальной информации, мы только лишь спекулировать можем – больше себе позволить не можем.

Читайте также Ведутся переговоры о том, кто будет и. о. президента – абхазский оппозиционер

– Не могу не спросить: в Грузии часто высказываются мнения, что уставшие от многократного предательства властей граждане самопровозглашенной республики пересмотрят свои позиции и станут, ну как бы, более лояльными по отношению к Грузии, тем более что там не раз в последнее время лестно высказывались о политике «Грузинской мечты».

– Вы хотите мой комментарий по этому поводу?

– Естественно.

Для того, чтобы в данной ситуации оказаться на правильном месте, это правильное место нужно подготовить и нужно хорошо знать, с кем взаимодействовать, что мы можем предложить

– Я лишь одно могу сказать, что подобного рода напряженность и разочарование в официальных де-факто властях в Абхазии, само собой, не создает лучшее положение для грузинских властей, грузинского государства, для нашего общества. Само собой, ничего не происходит. Это может быть лишь слабая возможность, за которую нужно ухватиться и быть проактивным, быть более… Я даже не знаю, как правильно слово подобрать, но для того, чтобы в данной ситуации оказаться на правильном месте, это правильное место нужно подготовить и нужно хорошо знать, с кем взаимодействовать, что мы можем предложить. Мы сами должны быть готовы, как государство, к определенным действиям, к тому, что может последовать за этим, в том числе с точки зрения административного ресурса, экономического ресурса, финансового и так далее – там много очень вопросов. Я не знаю, насколько мы к этому готовы. Но опять же, любые напряженности создают окно возможностей, только никто не утверждал, что эти возможности всегда могут быть позитивными.

– Я поняла. А может ли Кремль сделать Абхазию предметом торга с Грузией, учитывая то, что грузинские власти могут смелее подходить к этому вопросу после так называемой победы в парламентских выборах? Вы больше верите в то, что Грузия сдаст Абхазию, или, напротив, будет торговаться с Кремлем, чтобы ее вернуть? И что тогда Кремль мог бы потребовать взамен?

– Мне кажется, что Абхазию ни Кремль, ни Тбилиси сдавать не будут.

– Да?

– Это будет всегда красной линией как для Москвы, так и для Тбилиси. Я не вижу готовности среди политиков Российской Федерации уступить Абхазию и Цхинвальский регион кому бы то ни было. Ну и, соответственно, в Грузии не видно политиков и каких бы то ни было влиятельных общественных сил, которые готовы были бы отказаться от территориальной целостности Грузии. Так что я перспективными подобные переговоры или подобные соглашения между Тбилиси и Москвой не считаю.

Читайте также Москва предлагает «Грузинской мечте» новый мир

– А как вы думаете, почему сейчас молчат власти Грузии, никакой реакции не проявляют, – чего-то ждут или вообще промолчат на данный момент?

У властей Грузии своих проблем сейчас достаточно, и я не вижу желания, чтобы на фоне создавшейся обстановки еще создавать какие-то дополнительные раздражители, кому бы то ни было

– Мне кажется, что нет им никакого смысла. Любая правильная, с официальной точки зрения, соответствующая норма международного права, реакция может дополнительным раздражителем служить как для ситуации в Абхазии, так и вне Абхазии. И к тому же у властей Грузии своих проблем сейчас достаточно – та же неопределенная ситуация, которая после выборов сложилась, сразу скажем, непростая ситуация. И выход из этого положения требует намного больших, мне кажется, усилий, внимания, и я не вижу желания, чтобы на фоне создавшейся обстановки еще создавать какие-то дополнительные раздражители, кому бы то ни было.

– И последнее: как вы думаете, чем предположительно могут закончиться нынешние события? Против демонстрантов сегодня применили какой-то газ, были даже слышны выстрелы… Такое потерпит абхазское общество, учитывая менталитет?..

– Вы знаете, абхазское общество может и не потерпеть, но опять же, на что пойдут те силы, которые за всем этим стоят? В Абхазии, по разным оценкам, от 18 до 23 военных баз Российской Федерации – это огромная сила не только для Абхазии, а вообще для региона. Так что, вы знаете, если будет консолидированное желание Кремля успокоить ситуацию, то не будет представлять проблемы поставить соответствующее количество вооруженных лиц на улицах Сухуми и успокоить население. Опять же – на что пойдут те лица, которые в этом деле замешаны?

– Хотя буквально несколько минут назад пришло сообщение, что [Аслан] Бжания объявил об отзыве соглашения…

Читайте также «Зачем нам такой инвестор?»: что предусматривает инвестиционное соглашение между Сухуми и Москвой
Ресурсы убеждения у Российской Федерации перед Абхазией намного больше, чем мы сейчас себе можем представить, потому что там разница огромная, и все мы это прекрасно понимаем

– Ну, правильно, совершенно правильное решение. Опять же, видимо, те силы, которые за этим стояли, не имеют желания создавать себе дополнительные проблемы, потому что мы сами видим, что происходит во всем мире. Это не один не 10 миллионов долларов, это не маленькие деньги – рисковать сейчас в данной ситуации, пока очень многие вещи не определятся, никто не хочет. Я уверен, что до весны или весной, этот вопрос опять встанет, может быть, непосредственно перед выборами, может быть, после выборов. Пройдут соответствующие подготовительные работы, если будет желание продолжить работу в этом направлении, и опять же, повторюсь, если будет консолидированное желание Кремля провести этот вопрос, что Кремлю несложно будет это сделать. Поэтому, для сравнения, ресурсы убеждения у Российской Федерации перед Абхазией намного больше, чем мы сейчас себе можем представить, потому что там разница огромная, и все мы это прекрасно понимаем.

Подписывайтесь на нас в соцсетях