Ложь и правда грузинской революции

Дмитрий Мониава

«В стране нет заряда для того, чтобы произошла революция, переворот. Для этого нужны основания», – заявил в интервью «Имеди» мэр Тбилиси, генсек правящей «Грузинской мечты» Каха Каладзе. «Наша цель в том, чтобы протестный заряд был во всей Грузии, каждую следующую неделю наш протест будет обостряться, что окончательно разрушит систему», – сказал один из лидеров оппозиционного «Единства – Национального движения» Георгий Вашадзе в эфире телекомпании «Формула». «Мы должны увидеть, что и как произойдет, насколько готово общество к серьезному масштабному протесту. Сложностью является то, что управление уличным протестом требует соответствующих лидеров, это специфическое дело. Таких лидеров у наших партий, которые возглавляют процесс, немного. И в их сознании происходит определенный революционный процесс, и также важно, смогут ли они стать такими [лидерами]. Время очень ограничено. Не знаю, как и какой заряд накапливается сейчас», – заявил в интервью IPN эксперт Гия Хухашвили. Директор центра европейских исследований Фонда Рондели Каха Гоголашвили полагает, что «заряд оптимизма тех, кто стоит [и протестует] на улицах, растет» («Формула»). Политики и политологи, которые рассматривают последние события в Грузии с разных, зачастую противоположных точек, постоянно упоминают «заряд», «настрой», «дух» и т. д., говорят о нем, как о необходимом ингредиенте, поэтому стоит исследовать эту таинственную субстанцию.

Читайте также В  «Грузинской мечте» заявили о неспособности оппозиции организовать революцию

Очевидно, что протестный заряд нельзя измерить в кулонах, фарадеях и ампер-часах, но малоэффективны и социологические инструменты. Изредка респондентов спрашивают, готовы ли они отстаивать свои взгляды, принимая участие в митингах, но готовность к протесту далеко не всегда тождественна готовности к постоянному личному присутствию на акциях в рамках многодневных кампаний и тем более к радикальным шагам. Вопрос «Готовы ли вы принять участие в революции?» не задавали гражданам никогда. Власти, услышав подобное, сразу схватятся за Уголовный кодекс, да и сам термин «революция» не все понимают одинаково. Формулировка Каладзе «революция, переворот» стилистически корява, но вряд ли случайна.

С переворотом дело обстоит проще, поскольку в новейшей истории есть окровавленный прообраз, который исследователи описывают одинаково. В январе 1992 года к власти пришел Военный совет, свергнувший Звиада Гамсахурдия. Поклонники первого президента предпочитают звонкие термины «хунта» и «путч», и их, в принципе, можно принять с уточняющей оговоркой: путч обычно упоминают, когда его организаторы не пользуются широкой поддержкой, а вооруженные противники Гамсахурдия опирались на симпатии большинства элитных группировок и значительной части населения (последнего «звиадисты» не признают никогда). Позже оппозиционеры по разным поводам неоднократно упоминали «конституционный переворот», но эксперты расходились в оценках, и это словосочетание превратилось из (не)точного определения в затасканный пропагандистский штамп. «Мятеж» почти всегда связывали с военным контекстом, например, когда в 19 октября 1998-го полковник-«звиадист» Акакий Элиава попытался двинуть танки на Кутаиси (сам-то он считал, что восстанавливает законную власть) и когда в последующие годы перепуганные правители обвиняли офицеров в подготовке вооруженного выступления в интересах оппозиции (Мухрованский эпизод 2009-го и др.). А самым туманным термином, связанным со сменой власти, в Грузии остается «революция» – говоря о ней, каждый подразумевает что-то свое.

Формулировка Ханны Арендт покажется кому-то категоричной, но, возможно, ей удалось ухватить суть: «Только там, где наличествует пафос новизны и где новизна сочетается с идеей свободы, мы имеем право вести речь о революции». У нее была еще одна интересная реплика: «Кондорсе однажды, думаю, в 1793 году, сказал: революцию лишь тогда можно назвать революцией, если она имеет своей целью свободу, что есть нечто другое, чем прогресс… Революция должна создавать институты, в которых возможна свобода. И такие институты, которые не подчинены прогрессу. Внутри институтов может происходить прогресс, но необязательно».

Революция выводит на первый план принципиальные, всеобъемлющие изменения в жизни общества, вытесняя на второй средства – мирные или не очень. Для сторонников Михаила Саакашвили «Революция роз», безусловно, была и остается коренным положительным переломом в новейшей истории Грузии, но их оппоненты презрительно кривятся: «Какая же это революция, это спектакль, власти им подыгрывали» и нередко добавляют, что реформы сами по себе, как и создание жестокого полицейского режима, тоже не революция. Они предпочитают называть революцией смену власти в 2012-м вкупе с последующими событиями, полагая, что они привели к масштабным, спасительным для страны переменам. Их оппоненты не согласятся с этим утверждением даже под дулом пистолета.

Читайте также Последнее достижение "Революции роз"

Иногда в статьях встречается выражение «национально-освободительная революция», но и оно будто бы наталкивается на невидимую преграду. Независимость была провозглашена лидерами освободительного движения, и при них же начали рассыпаться советские структуры. Но революционный по своей сути переход к новой общественно-политической формации с развитием капиталистических отношений, приватизацией, возникновением очень слабых поначалу демократических институтов и т. д. произошел уже при их преемниках, получивших власть в результате государственного переворота 1992-го. Большинство из них принадлежало к старой советской элите либо служило ей. Не все рискнут описать процесс с участием двух сцепившихся в смертельной схватке сил как одну революцию, тем более что сложившийся в итоге порядок вещей имел слишком много точек соприкосновения с прежним советским. Так что выражение «национально-освободительная революция» обычно воспринимают лишь как редкую ласкающую слух метафору.

В кровавой летописи тоталитаризма есть два характерных примера. Ленин в своих работах не называл приход большевиков к власти революцией, но исключительно «октябрьским переворотом». Социалистическая революция в его понимании была процессом, который продолжался и расширялся. Нацисты в Германии постоянно твердили о «национал-социалистической революции» и прежде всего имели в виду не успех на выборах или «День Потсдама», а всю совокупность радикальных изменений, связанных с утверждением их диктатуры. Можно коснуться и других периодов: историки относят к эпохе Французской революции события, произошедшие в течении 10 лет со дня взятия Бастилии до переворота 18 брюмера. И португальская «Революция гвоздик» 1974 года, вероятно, называлась бы как-то иначе, если б она не обеспечила полный демонтаж режима «Нового государства» Салазара и его наследников. Впрочем, грузины обычно видят в революции сам акт свержения прежних правителей, а не последующий процесс. Значительная часть политических комментаторов не копается в терминах с упорством археологов, отдавая предпочтение экспрессии жестов и фраз, таинственному «заряду», позволяющему смести старый режим. Их сбивчивые монологи о революции чем-то напоминают сцену штурма Зимнего дворца в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», у которой было очень мало общего с реальными событиями. В 99% случаев дискуссия касается не объективных предпосылок или сущности революции, а сценариев низложения правителя. В ее рамках революцию определяют методом исключения как способ смены власти с участием широких масс не путем выборов и не путем путча; в конечном счете в ней видят лишь технологический аспект. Политологи справедливо сочтут такой подход еретическим и крайне ограниченным, но следует признать, что бóльшая часть общества подразумевает под революцией именно это и полагает, что для нее необходим заряд/настрой/дух.

Как могут выглядеть его проявления перед лицом вооруженных до зубов рассвирепевших силовиков? Согласно отчету Transparency International Georgia, 1 октября 2012 года, в день парламентских выборов, на 46-й избирательный участок в Хашури пришли вооруженные люди, которые переписали итоговые протоколы в пользу правившего тогда «Нацдвижения», на 19-м участке спецназ «избил и выгнал наблюдателей», а представители миссии ОБСЕ сообщили, что «на 5-й и 45-й участки ворвался отряд специального назначения». В архивах сохранилась видеозапись с 10-го участка: некто в маске ломится в комнату, где сидят члены комиссии, однако находящиеся в коридоре представители оппозиции не бегут от человека с пистолетом, а наоборот наседают на него; позже часть из них закидала машины спецназа камнями. Для этого, несомненно, требовались храбрость и ощущение собственной правоты. Можно вспомнить начало 1992-го и «звиадистов», которые продолжали участвовать в митингах после того, как 2 февраля их шествие было расстреляно (в разных источниках говорится о 12, 15, 23 погибших). Есть что вспомнить и рядовым участникам «Революции роз» (23 ноября 2003-го они предполагали, что силовики применят самые брутальные средства, и тем не менее продвигались к зданиям Госканцелярии и парламента), и оппозиционерам 2008-2009 годов, вновь и вновь выходившим на улицы несмотря на избиения и угрожающие телефонные звонки, и тем, кто продолжал протестовать после жестоких действий полиции в «Ночь Гаврилова» (20.06.19). Страх, несомненно, можно преодолеть, но очень сложно определить, когда именно граждане проявят завидное мужество в ходе политической борьбы, а когда предпочтут отступить.

Социологические замеры тщетны еще и потому, что многие респонденты попросту лгут, когда речь заходит об их гражданской позиции или – в той или иной форме – принципиальности. Недавний опрос Axios/Harris Poll показал, что 23% американских избирателей обманывали близких, когда говорили, за кого проголосуют на президентских выборах. В лжи признались 48% представителей Gen Z (годы рождения 1997-2012), 38% миллениалов (1981-1996), 17% опрошенных из Gen Х (1965-1980), 6% бумеров (1946-1964) и представителей старших поколений. Глава Harris Insights & Analytics Джон Герзема отметил, что «поляризация стала настолько токсичной, что многие американцы прибегают к самоцензуре или лгут, дабы сохранить рабочие, социальные и семейные отношения». Дела в Грузии вряд ли обстоят лучше, и проблема не только в более токсичной поляризации – здесь мало кто готов честно признать, что лгал близким, хотя почти каждый неоднократно встречал лоялистов, участливо поддакивающих оппозиционерам и критиков правительства, которые мечут громы и молнии в соцсетях и в то же время заверяют социологов или родственников-госслужащих, что проголосуют за правящую партию. Нарастающий поток лжи подрывает доверие к соцопросам, а они и без того часто становятся инструментом манипуляций. Примечательно, что самый точный прогноз итогов выборов в США выдал искусственный интеллект: в рамках эксперимента, проведенного в Уханьском университете, он обработал большое количество данных и смоделировал алгоритмическую копию социума (см. статью Simulating and predicting public opinions in surveys using large language models). Это позволяет представить «дивный новый мир», в котором исследователи будут считать ответы респондентов менее достоверными индикатором, чем просчитанные ИИ реакции их цифровых двойников. Но в данном случае важнее задуматься о влиянии лжи на расчеты политиков. Они, как бы дико это не прозвучало, то и дело пытаются легитимизировать ее.

Читайте также Социологи выбрали разные парламенты

9 сентября 2012 года основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили начал свое выступление на митинге в Телави все с того же «заряда»: «Вы очень сильно заряжены, видимо, после вчерашнего ваш заряд увеличился». Чуть позже он сказал: «Я знаю, что власти позволяют себе много бесчестного, знаю и то, что в районах прямо раздают деньги и занимаются подкупом. Не продавайте ваше достоинство. Если вам дают деньги, берите их. Это часть украденного у вас, которое отняли, а теперь возвращают. Вы можете взять их с достоинством, но призываю вас поступить достойно на выборах [т. е. проголосовать за «Мечту»]». А незадолго до выборов 2024 года оппозиционные активисты распространяли в соцсетях картинку с текстом «Государственный служащий, обмани своего начальника / директора / главу районной администрации… Проголосуй за европейское будущее твоей страны. Никто не узнает, за кого вы проголосовали». Подобные призывы покажутся неприемлемыми людям, которые считают, что нужно смело и открыто отстаивать свои принципы и в случае необходимости швырять тридцать сребреников в перекошенные лица мерзавцев, даже если это грозит переломом конечностей в подвалах охранки. Но им постоянно подсовывают что-то похожее на знаменитую альбигойскую формулу: «Клянись и лги, но не раскрывай тайну». Такой подход может показаться политикам тактически выгодным, но в конечном счете он ведет к распространению аморального конформизма, который превращает участие в политической жизни в периодическую демонстрацию лояльности то одной, то другой из противоборствующих сторон, обесценивая осознанный выбор, да и саму свободу воли. И если кто-то торжественно заявляет перед целевой аудиторией, что готов бороться до победного конца, из этого вовсе не следует, что он говорит правду. Подлинная решимость обычно немногословна.

Читайте также Бидзина Иванишвили поделился графиком победы

Историк Хью Томас в книге о гражданской войне в Испании писал: «Ричард Беннет, работавший на Барселонском радио, рассказал мне, как в его дверях возникли два человека с гранатами, которые прямо спросили его: «Ты на чьей стороне?» – «На вашей», – мудро ответил тот». Сегодня что-то похожее часто говорят не только перед лицом смертельной угрозы, но и опасаясь малейшего дискомфорта, и это вряд ли происходит исключительно из-за коллапса «больших идеологий».

Как подобная гибкость соотносится с пресловутым «зарядом» или «настроем»? Феномен virtue signaling (демонстрации добродетели) с присоединением к воззрениям, популярным в обществе (точнее в важном для индивида кластере), присутствовал в грузинской политике всегда. Но именно социальные сети сделали возможной моментальную реакцию, которую видит и оценивает чуть ли не вся планета, превратив ее в одну из основ общественной жизни. Зачастую люди просто стремятся «заселфиться» – в прямом и переносном смысле – на фоне резонансных событий, ожидая одобрения окружающих. Наблюдатели, которые пытаются измерить «заряд», часто путают волны virtue signaling с массовой готовностью биться до последнего против правительства (или за него). Связанный с многодневными акциями дискомфорт и осознанный риск требуют серьезной мотивации и внутренней цельности даже от партийных активистов, что уж говорить о симпатизирующих им гражданах. Сидеть в палатках, подвергаясь давлению полиции, нелегко, тем более что поздняя осень 2024-го холоднее весны и лета 2009-го, когда в центре Тбилиси в течение трех месяцев был развернут «палаточный город».

Читайте также В центре Тбилиси вырос палаточный городок

Также очевидно, что «заряд» не тождественен количеству митингующих. Некоторые сторонники оппозиции, радуя лоялистов, сетуют, что в последних акциях принимает участие меньше граждан, чем они ожидали, и пытаются ответить на вечный вопрос грузинской политики: «Почему люди (не) выходят на улицы?». В период национально-освободительного движения митинги, помимо прочего, являлись средством распространения информации и подрывали монополию властей, которые полностью контролировали СМИ. Позже появилось множество газет, затем телекомпаний, началась эпоха социальных сетей, и информационная функция митинга отмерла. Вместе с ней постепенно усохла и агитационная функция: современные протестующие в большинстве своем уже «разагитированы» благодаря постоянной погруженности в информационное поле. Также митинг служит площадкой для объединения единомышленников, обмена эмоциями между ними и лидерами: его участник ощущает, что он не одинок, что пресловутый «заряд» действительно существует, а порой и накапливается. Эта функция во многом была перехвачена соцсетями. Но митинг тем не менее оставался средством демонстрации протестных настроений в обществе и возможностей оппозиции, а в период обострения мог обеспечить физическое давление на власти (блокировка зданий, магистралей и т. д.). Снижение численности митингующих по сравнению с 80-ми и «нулевыми» не должно удивлять; сравнивать митинги разных десятилетий, по большому счету, некорректно. Однако память играет с политиками и наблюдателями дурную шутку, заставляя их сопоставлять застрявшие в подсознании образы с актуальной ситуацией на улицах. Формы выражения протестных настроений, как и технологии управления ими, изменились, но большинство грузинских политиков не успели это осознать. Они не всегда понимают, что многие граждане не готовы тратить свое время, чтобы в очередной раз услышать те же лозунги или прошагать в колонне пару километров, но это не значит, что они ленивы или трусливы. «Заряд» есть, однако сегодня поймать его труднее, чем нейтрино, и растерянные взгляды все чаще блуждают в поисках харизматичного вождя с обостренным чутьем и продуманным планом, что свидетельствует не о неискоренимом вождизме, а скорее о некомпетентности старых лидеров.

Из шуточного диалога в перерыве между лекциями:

– Мы должны осуществить ментальную революцию!

– Будьте добры, потренируйтесь сначала на сексуальной!

Летописцы «цветных революций», рассматривая их социальные, политические и технологические аспекты, всегда оценивают внутреннее состояние режима: важными факторами считаются раскол в правящей группировке, лояльность силовиков, степень консолидации сторонников правительства и т. д. Бидзина Иванишвили достаточно последовательно готовился к нынешнему кризису, устранял конфликты в своем окружении, проводил кадровые перестановки, задабривал силовиков разнообразными бонусами и, вероятно, имел определенные основания для того, чтобы сказать сторонникам на митинге 29 апреля нынешнего года: «Сегодняшняя Грузия – не Грузия времен Шеварднадзе и не Украина времен Януковича». Там же Иванишвили произнес еще одну нашумевшую фразу в связи с выступлениями против закона об «иноагентах»: «Они сейчас преждевременно растрачивают энергию, которую должны были накопить к осени… Преждевременная трата энергии полностью лишит сил и без того ослабленную агентуру». Опять эта таинственная «энергия»! Что конкретно он имел в виду?

Читайте также «Мы не позволим Бидзине Иванишвили приклеивать нам ярлыки»

Акции против закона об «иноагентах» 2023-го и 2004-го запомнились очевидцам, прежде всего, из-за участия в них большого количества молодых людей, которые в современной Грузии обычно аполитичны. «Рейв-революция» мая 2018-го была достаточно специфичным эпизодом и касалась ограниченного круга вопросов. К тому же финал ее последней акции подпортил общее впечатление: полиция, по сути, эвакуировала ее участников, которых намеревались побить разъяренные ультраправые (тоже в основном молодые люди). Но весна 2023-го многое изменила, хотя, конечно, против Иванишвили выступила не вся молодежь. Опрос, проведенный NDI осенью 2023 года, т. е. уже после первого раунда борьбы вокруг злополучного закона, показал, что среди 19% респондентов, выразивших симпатии «Грузинской мечте», возраст 13% был от 18 до 34 лет, 20% – от 35 до 55, а 24% больше 55. Для «Нацдвижения» те же показатели составили 2%, 4% и 4%, для других партий – 14%, 10% и 13%. Ответ «К моим взглядам не близка ни одна партия» в тех же группах выбрали 50%, 48% и 42%, отказались от ответа 16%, 10% и 11%. Ситуация требовала внимания «партии власти», но не выглядела трагической, поскольку молодые люди и в Грузии, и во всем мире относится с недоверием и неприязнью прежде всего к властям. Но тем не менее, первая попытка принятия закона об «иноагентах» вызвала протест множества молодых людей, сконцентрировала ту самую «энергию» в одной точке, и власти сочли за благо отступить. Когда в 2024-м Иванишвили вернул законопроект в парламент, он не мог не понимать, что вызовет аналогичную реакцию. Но в то же время он, по сути, вынудил лоялистское сообщество, которое в 2023-м откровенно растерялось, увидев значительное количество студентов на улицах, выработать защитный психологический механизм. Госпропаганда иногда прямо, а иногда в подтексте убеждала их, что протестующих молодых людей не так много, что органы уже взяли их на карандаш, что они если не подкуплены, то обмануты, что они принадлежат к мягкотелой генерации и в большинстве своем не способны драться всерьез (в широком смысле), в отличие от представителей старших поколений, окончивших «уличную академию», имеющих за плечами опыт войн, выживания в разрушенной стране, политической борьбы в более суровых условиях. После такой обработки многие лоялисты перестали опасаться энергичного натиска молодежи – одного из ключевых факторов успеха «цветных», да и всех остальных революций. Также, реагируя на призывы спикеров «Мечты», они пытались «распропагандировать» молодых родственников – этому способствовал (относительно) патриархальный характер среднестатистической грузинской семьи и в целом консервативного общества вкупе с негативным отношением к политике как таковой. В ходе одного из опросов CRRC 74% респондентов заявили, что им не понравилось бы, если б их сын занялся политикой (77% сказали то же самое о дочери). Не исключено – и обильные комментарии в соцсетях подкрепляют это предположение, – что лоялистам старших поколений хочется каким-то образом отомстить за парализующую оторопь, почти страх, испытанный ими в период двухсерийного кризиса вокруг закона об «иноагентах». Резюмируя, можно сказать, что «энергия» страшна и наиболее эффективна до тех пор, пока ее природа не изучена, не взвешена на воображаемых весах и не объявлена слишком легкой.

Читайте также «Грузинская мечта» обещает найти агентов, предателей и шпионов

«Грузинская мечта» не сумела нейтрализовать угрозы, связанные с молодежным протестом, но ей отчасти удалось лишить его самодостаточности и уникальной идентичности, связать его с амбициями оппозиционных лидеров. Те отнюдь не безгрешны и часто будто бы пытаются приватизировать политически активную молодежь, использовать ее в своих интересах. Возможно, подсознательно они опасаются ее независимости, которая в случае прихода власти станет для них такой же проблемой, какой сегодня является для «Грузинской мечты». Если б они опирались на стратегическое видение, то не проявляли бы чрезмерной мобилизационной активности на этом направлении, используя другие средства борьбы. Для того, чтобы молодежь выступила против действующей власти и всего порядка вещей, который мешает развитию и унижает человеческое достоинство, студентов, как бы парадоксально это не прозвучало, нужно оставить в покое, дав им время для самостоятельного осмысления происходящего, проведения дискуссий, создания различных организаций, прочтения новых книг и т. д. Эпохальные события мая 1968-го во Франции не были инспирированы политическими дельцами, их основой стало независимое от старых центров влияния и потому страшное для них стремление молодых людей к свободе и справедливости. Независимость молодежного движения от старой политической элиты – необходимая предпосылка его успеха.

В контексте этой проблемы не так важно, что произойдет в ближайшие дни – устоит ли хитрая и оборотистая «партия власти», или ее неудачливые в прошлом противники все же сумеют добиться своего. Для подлинной революции, вне зависимости от того, к каким политическим последствиям она приведет, жажда новизны должна соединиться с идеей свободы не только в известной фразе Ханны Арендт, но и в умах тысяч молодых граждан и их родителей. Было бы неплохо, если б этот процесс начался в высших учебных заведениях с изучения предмета и понимания того, чем на самом деле является революция.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Подписывайтесь на нас в соцсетях