Сейчас рассказывать о том, как прошли выборы и каковы были их результаты, уже бессмысленно, по этом поводу уже сказано, рассказано и пересказано все, что можно. Сейчас самое время перестать смотреть назад и попытаться понять, что нас ждет впереди.
Противники нынешней власти ругают последними словам не только ее, что было бы ожидаемо, но и оппозицию, которая не смогла использовать имеющийся у нее ресурс доверия
Первое, что можно заметить в эти дни, так это то, что противники нынешней власти ругают последними словам не только ее, что было бы ожидаемо, но и оппозицию, которая не смогла использовать имеющийся у нее ресурс доверия.
«Они опять все профукали» – это обобщенный тезис всего того, что сейчас говорят об оппозиции.
Обвинений в адрес оппозиции всегда, и до нынешних выборов, было очень много: и то, что она никогда не может объединиться, и то, что она якобы сливает протесты и не хочет реально победить «Мечту», так как чувствует себя в нынешней реальности довольно комфортно.
Но, конечно, сейчас критика стала особенно яростной. На фоне то ли законного, то ли приписанного, но в любом случае поражения на выборах повсеместно можно услышать: «от этой оппозиции нет никакого толка, они снова все продули»…
Your browser doesn’t support HTML5
Спору нет, оппозиция у нас самая негодная из всех возможных, но… Не вдаваясь глубоко в теории заговора по поводу того, что она на самом деле связана с властью, давайте посмотрим: вот сейчас, когда ее поставили перед фактом, какие у нее возможности?
Если отойти от тезиса о том, что оппозиция постоянно сливает протест то ли по своей природной слабости, то ли из финансовых соображений, и проанализировать имеющуюся данность, то ситуация выглядит крайне пессимистично, и вина оппозиции в этом лишь частичная.
Читайте также Аномалия выборов. Удастся ли оппозиции доказать, что народ обманули?Что ж, давайте разбираться.
Самое частое обвинение – «они слили протест, на улице было 100 000 человек, а они ничего не сделали, в итоге все разошлись по домам, не получив никакого результата».
На первый взгляд так оно и есть: за 12 лет правления «Грузинской мечты» оппозиция провела сотни акций протеста, в том числе огромных, не имевших прецедентов в новейшей истории страны, но «Мечта» все еще на месте. Что это, если не показатель либо продажности, либо нерешительности? Вроде бы все очевидно.
На сегодняшний день оппозиция располагает большой поддержкой со стороны населения, но проблема в том, что в основном ее поддерживает средний класс – люди занятые, работающие, не бездельники и не лодыри
Однако все не так просто, если разобраться в деталях. А они, то есть детали, таковы.
На сегодняшний день оппозиция располагает большой поддержкой со стороны населения, но проблема в том, что в основном ее поддерживает средний класс – люди занятые, работающие, не бездельники и не лодыри. Обратите внимание на митинговую динамику. Во время революции «иноагентов» в апреле-мае сессии парламента, на которых рассматривался соответствующий закон, проводились преимущественно днем. В эти критические моменты оппозиция не могла собрать больше пары тысяч человек.
Не лучше обстоят дела и с ночными акциями. Иногда необходимо проводить митинг ночью, например, чтоб к утру быть у парламента и заблокировать вход депутатам. Но ночью также остается самый минимум – тысячи две.
События развиваются так: утром на площади перед парламентом почти никого, днем приходит пара сотен человек, власть спокойно принимает любое нужное ей решение, депутаты расходятся по домам, и вот после всего этого, часов в 8 вечера, когда рабочий день окончен, на улицы высыпают десятки тысяч человек.
Выглядит это духоподъемно, но, увы, совершенно бесполезно. В 8-9 вечера эти десятки тысяч никому не нужны. А вот утром и днем, когда их наличие жизненно необходимо, их не дождешься. Все на работе…
Не поймите неправильно, никого не критикую, я и сам такой. Но это уже не единичные факты, а стиль тбилисского протеста, который сформировался не за годы, а за десятилетия. И он не оставляет оппозиции практически никакого выбора. Вы можете в 8 вечера пойти на самый радикальный шаг, но при этом точно знаете: через 3-4 часа вы останетесь один, и вас наверняка арестуют.
У большинства сторонников оппозиции нет времени на то, чтобы сутками стоять на улице. На это время есть у бедноты, но так уж вышло, что беднота получает подачки от «Мечты» и ни в каких протестах участия не принимает
Грузия – небогатая страна, но и не нищая. Здесь у большинства сторонников оппозиции нет времени на то, чтобы сутками стоять на улице. На это время есть у бедноты, но так уж вышло, что беднота получает подачки от «Мечты» и ни в каких протестах участия не принимает.
Это не грузинская специфика, это общемировая тенденция, из которой следует очень печальный для Грузии вывод: в наше время мирным уличным протестом можно сменить только очень слабую, дезорганизованную и деморализованную власть, как, например, при Шеварднадзе в Грузии, Саргсяне в Армении, или в последние годы шаха в Иране…
Когда сторонники мирного протеста ругают оппозицию за бездействие, хотелось бы уточнить, а какой у нее есть выбор в ситуации, когда алгоритм уличного протеста всегда такой, каким описан выше, и почти никогда не бывает иначе? В такой ситуации идти на захват чего-то или блокирование каких-то стратегических объектов – полное безумие. Самое позднее в 4 часа утра вас арестуют.
Таким образом, оппозиции не хватает численности протестующих для того, чтобы полностью задавить государство массой, как это бывало в крупных мирных восстаниях в разные времена. У нее также нет силового ресурса для революции.
Вот если кто-нибудь на этом фоне объяснит мне, что надо делать и в чем суть претензий к оппозиции, буду премного благодарен.
А всем хулителям оппозиции мой совет: не ругайте пианиста. Он ведь играет даже не так, как может, а так, как позволяют обстоятельства.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции