Вслед за решениями США (отложить совместные военные учения на неопределенное время) и ЕС (приостановить финансовую помощь грузинским силам обороны и процесс евроинтеграции страны), Германия, как один из крупнейших доноров, отказалась брать новые финансовые обязательства перед Грузией. Причина – закон об «иноагентах» и оскорбительная риторика в адрес партнеров. «С этим законом вы не сможете войти в ЕС», – заявил посол Германии в Грузии Петер Фишер.
«Должность посла в Грузии – мое седьмое назначение, и я никогда не видел такого изменения во внешней политике», – делился своим недоумением дипломат Петер Фишер с участниками международной конференции в Тбилиси о перспективах стран-кандидатов в ЕС. На организованном Фондом гражданского общества мероприятии «Расширение Евросоюза – геополитическая необходимость и дальнейшие шаги для стран-кандидатов в Евросоюз» посол Фишер сообщил о неприятном, но в то же время ожидаемом решении Берлина вслед за Вашингтоном и Брюсселем приступить ко всеобъемлющему пересмотру отношений с Тбилиси:
«Вместе с Соединенными Штатами Америки мы являемся одним из крупнейших доноров в целях развития в Грузии. Мы решили не брать на себя новых обязательств перед Грузией, поэтому новых финансовых обязательств со стороны Германии перед Грузией нет», – заявил Питер Фишер.
Читайте также Германия пересматривает отношения с ГрузиейВиной тому закон об «иноагентах» и антизападная риторика: «С этим законом вы не сможете войти в ЕС», – отметил посол и перечислил те слова из риторики правящей «Грузинской мечты», которые особо задели германских партнеров:
«Мы дружим 30 лет, и вдруг, удивительно, мы стали фашистами, террористами. Партнеры не говорят с такой риторикой. Если правительство использует неприемлемую риторику в отношении друзей, дружба меняется».
Your browser doesn’t support HTML5
Но по логике правящей «Грузинской мечты», оказывается, в таких суждениях Запад не прав. Второй день из высокопоставленных должностных лиц заявления делает вице-спикер парламента Гия Вольский. Вчера он критиковал посла ЕС Павла Герчинского за сообщение о том, что ЕС приостанавливает процесс евроинтеграции страны, а рассчитанные для Минобороны 30 миллионов евро перенаправляет на усиление гражданского сектора.
«Финансировать таких, как Нино Ломджария [бывший народный защитник, ныне глава НПО «Европейская орбита Грузии»] и Эка Гигаури [глава грузинского филиала Transparency International]?!», – возмущался накануне Гия Вольский.
Читайте также Западная санкция не приходит однаА уже сегодня для Вольского виноватым стал и посол Германии. Не забыл он и вчерашнюю обиду на ЕС с нападками на представителей гражданского сектора, с излюбленной темой заговора против власти «Грузинской мечты»:
«Господин Фишер не прав в этом случае… Такое заявление как минимум несправедливо и порождает определенные вопросы: когда выборы должны состояться в ближайшем будущем, не стоит ли и вправду за этими шагами идея сменить правительство и наполнить его такими людьми, как Ломджария?»
А еще Гия Вольский считает, что США допустили стратегическую ошибку, отменив совместные военные учения «Достойный партнер»:
«Это не демарш по отношению к Грузии. Это означает уступить позиции на Южном Кавказе, что на руку России и является стратегической ошибкой».
Читайте также Из «достойного партнера» в недостойныеКритику в адрес западных партнеров, и особенно сегодня посла Германии Петера Фишера, с одинаковыми посланиями подхватили и другие представители парламентского большинства. Возмущались по поводу того, что это не та Европа, в которую стремится «Грузинская мечта», и того, как можно отобрать у грузинской армии 30 миллионов евро и отдать их Ломджария, чтобы та купила «коктейль Молотова», как образно выразился депутат Алуда Гудушаури.
Оппоненты называют действия власти тяжелыми шагами к изоляции Грузии. Депутат из политической группы «Еврооптимисты» Хатия Деканоидзе квалифицирует политику «Грузинской мечты» как преступление:
«Совершается преступление против государства. Это называется изменой национальным интересам. Грузия очень скоро может оказаться в изоляции, одна лицом к лицу с Россией. Еще больше граждан Грузии могут покинуть страну, уехать в эмиграцию. Мы всерьез должны осознавать ту опасность, что наши вооруженные силы могут остаться без важной партнерской помощи. А финансовые санкции, которые могут быть применены против «Грузинской мечты», могут обрушить банковский сектор, вызвать катастрофический рост цен. Все это сделали Бидзина Иванишвили и «Грузинская мечта».
Читайте также Процесс евроинтеграции Грузии фактически приостановленЧтобы не допустить такой сценарий, сегодня многие оппозиционеры призвали общество сделать правильный выбор на предстоящих парламентских выборах 26 октября. Секретарь внешнеполитического направления «Нацдвижения» Зураб Чиаберашвили возвел вопрос до экзистенциальной важности:
«От наших друзей из ЕС и США мы, грузинский народ, имеем четкое послание: с режимом «Грузинской мечты» у Грузии отрезаны пути в ЕС и НАТО. 26 октября нам предстоит самый четкий выбор за 33-летнее существование нашего государства».
Политолог, глава Института политики Грузии (GIP) Корнели Какачия прогнозирует тяжелые времена:
«Страна уже вошла в необратимый процесс международной изоляции. Это видно не только из последних заявлений в США или ЕС. Уже видно, что к такому решению прибегают отдельные страны-члены ЕС, НАТО, чего раньше не наблюдалось. Уже и они прибегают к шагам, которые изолируют Грузию, и, что самое важное, сокращают проекты, в том числе социально-экономического развития, образования, военного типа. Все это станет для нас ощутимо в ближайшее время. Это коснется рядовых граждан, потому что есть сферы, которые правительство не может покрывать. Это социально-экономические вопросы, многое из которых решал гражданский сектор с помощью международных организации и доноров. Всего этого не было видно. Но сегодня у государства нет ресурсов, чтобы предложить такие же сервисы».
Читайте также Кнуты и пряники. Почему Запад церемонится с «Грузинской мечтой»?Сторонники евроинтеграции страны отмечают важность проведения предстоящих выборов в такой атмосфере, в которой, по их прогнозам, должна победить оппозиция, что не позволит «Грузинской мечте» сфальсифицировать итоги выборов. В противном случае международные партнеры могут не признать их результатов. Это окончательно перекроет стране путь к евроатлантическим структурам и основательно пошатнет суверенитет страны.