Accessibility links

Абхазия: кандидаты сделали последние заявления


Абхазские солдаты знакомятся со списками кандидатов в президенты и вице-президенты
Абхазские солдаты знакомятся со списками кандидатов в президенты и вице-президенты
СУХУМИ -- Завтра в самопровозглашенной республике Абхазия выборы президента. Пять кандидатов ведут борьбу за этот пост. В Сухуми находится главный редактор радио «Эхо Кавказа» Андрей Бабицкий. Он и наш постоянный автор Инал Хашиг находятся на линии прямого эфира.

Олег Кусов: Андрей, как прошел последний предвыборный день в Абхазии?

Андрей Бабицкий: Чем ближе выборы, тем тревожнее звучат голоса кандидатов. Сегодня все трое оппозиционных кандидатов сделали достаточно резкие заявления о возможности фальсификации итогов. На пресс-конференции Ардзинба и Хаджимба заявили о том, что они предполагают увеличение избирателей в списках за счет приписывания мертвых душ и это уже делается на некоторых избирательных учатсках. Второе нарушение, которое зафиксировано, это-открытие нового избирательного участка непосредственно перед выборами, что прямо противоречит закону. И самым вопиющим нарушением эти два кандидата наличие на руках избирателей бюллетеней для голосования как минимум за день до выборов. Еще более жесткое заявление сделал кандидат от оппозиции Бутба. Он заявил, что, если будут грубые фальсификации и власть пойдет на нарушение достаточно открыто, это может привести, как выразился Бутба, к братоубийственной войне. Вот что он сказал на пресс-конференции:

Беслан Бутба: Нарушений много. Людей запугивают. Люди неохотно идут на любые разговоры. Я молю Бога, чтобы завтра наше руководство не сделало каких-то ненужных действий. Сейчас у нас вроде бы тишина, напряженная тишина, не очень хорошая. Но завтра президент страны или кто-то из его приближенных может сделать такой поступок, который может вызвать противостояние в народе, братоубийственную войну. Что будет фальсификация, нет никаких сомнений, но какие параметры у этой фальсификации будут? Если в 8 часов вечера, в 10 или 12 он объявит, что они набрали 80 процентов, этому никто не поверит. Мы знаем состояние дел и это вызовет большое противостояние. Надо быть очень осторожным, чтобы заявить завтра такое.

Бабицкий: Еще пару слов о том, с какими лицами, или как выражается мой коллега Инал Хашиг, портретами кандидаты подошли вплотную к выборам. Как сложились, оформились и были поняты их избирательные программы? Я скажу, что Рауль Хаджимба имеет
Андрей Бабицкий
образ аскета, человека, который на государственной службе не заработал ни копейки и который не учавствовал в коррупции, и вместе с тем политика, который сможет навести порядок. У него такой образ чекиста в поношенной шинели и с жезлом Дзержинского в кармане. Сегодня таксист говорил мне, что все водители в Сухуми будут голосовать за Хаджимба. Таксисту было уже за шесдесять и, наверно, понятны его предпочтения и симпатии к такому образу сильного руководителя, который жесткой рукой наведет порядок. Но есть некоторые сомнения в том, что этот образ реален. Потому что, насколько мне стало известно, один из политтехнологов предложил Хаджимба, который всегда говорит, что он намерен бороться с коррупцией, опубликовать список объектов, того имущества, которое принадлежит сыну Сергея Багапша. Это- очень значительный список и у молодого человека просто по определению не млжет появиться такой собственности за поседние пять лет. Поскольку он не имел репутации талантливого и успешного бизнесмена он до вступления отца в должность. Рауль Хаджимба отверг это предложение политтехнолога.

Что касается Ардзинба, он сегодня имеет репутацию хазяйственника советского типа, человека, который сумел поставить на ноги крепкое предприятие- Абхазское пароходство. Кроме этого он был в состоянии в лихие и беспокойные послевоенные годы отбиться от большого количества соискателей его имущества.

Но все таки и тот и другой- это люди прежней системы управления. Может быть особняком на этом фоне стоит Бутба, который сегодня говорит не только о необходимости экономических реформ, но и делает акцент на политических реформах. По его мнению, сложившуюся сегодня в Абхазии авторитарную систему управления следует заменить на демократическую.

В заключение своей пресс-конференции Бутба сказал, что об уровене сегодняшней власти можно судить по той тональности, в которой она ведет дискуссию со своими оппонентами. Послушайте второй фрагмент с его пресс-конференции.

Бутба: Знаете, почему я не люблю режим, который сегодня правит нами. Вы вчера по телевидению показали уровень нашей культуры,
Беслан Бутба
уровень требований – мне не задали ни одного приличного вопроса. Как вам не стыдно перед журналистами, которые приехали к нам в гости? Какой уровень мы показываем, неужели так делается хоть в одной стране? Вы не меня жалейте, вы себя уважайте, уважайте своих руководителей. А какой уровень культуры, если Багапш и Анкваб поднимают уровень нашей культуры, управляют нашей страной. Мне стыдно за этот вечер. Мне стыдно за эти вопросы. Вы не меня жалейте, но пожалейте всех людей, которые слушают вас».

Кусов: Инал, как отдельные заявления кандидатов в президенты Абхазии, я имею в виду заявления о запугивании людей, то, что мы сейчас слышали от Бутба. Как они соотносятся с нормами абхазского этикета?

Хашиг: Вы знаете, это нечто новое. Что мы получили на этих выборах, на прошлых выборах. И вообще на выборах. Такая технология у нас не практиковалась. Я просто вкратце расскажу о том, что, собственно говоря, вчера происходило в эфире. Формат передачи, согласно предвыборной кампании, который предусматривал государственный канал, заключается в том, что в течение часа один из
Инал Хашиг
кандидатов, в частности Беслан Бутба, должен был отвечать на все вопросы, которые в этот период поступают в студию. И надо сказать, что в течение этого часа поступило огромное количество вопросов, и они уже были заранее рассортированы. По существу, очень сложно было понять, для чего ему задаются эти вопросы, потому что ничего общего с реальностью с выборами, с теми программами, с теми идеями, с которыми он идет, ему не задавались. Ему задавались обычные бульварные оскорбительные вопросы. Иногда это были даже не вопросы, а констатация: вы дезертир, какое право вы имеете идти во власть, или что-то вроде этого. Причем все эти анонимные сообщения в студии по существующему регламенту, то есть не в студии, а за камерами, присутствуют представители ВЦИК, и они даже не пытались отсеять подобного рода оскорбительные вопросы и всякого рода записки. И это, конечно же, никак не вписывается в абхазский контекст поведения, и надо было на следующий день видеть людей, общаться, и они все только и говорили про эту передачу, и все жалели Беслана Бутба, и не только жалели, у них была обида, что их оскорбили. И это касалось не только людей, которые готовы голосовать за Бутба и его сторонников. Это были просто люди, которые воспитаны в другой системе ценностей. И для них такой бульварный уровень информации – очень сложно это назвать информацией, что лилось с телеэкрана государственного канала – действительно был оскорбителен. Я даже разговаривал с некоторыми сторонниками Багапша, и они говорили, вы знаете, мол, это не мы. Им было неудобно, по крайней мере, что они в этот момент представляют власть. Возможно, это отрицательно скажется, то есть будет другой результат, чем тот, который ожидала власть, и, наверное, они даже сыграли на руку Беслану Бутба. Но вряд ли они сыграли на руку той морали, которая закладывается в абхазскую государственность.

Кусов: Инал, еще один вопрос, попрошу ответить на него очень коротко. Завтра вы ожидаете активность избирателей на участках?

Хашиг: Я думаю, завтра будет достаточно активная кампания. Абхазы очень активно голосуют, особенно на президентских выборах. Я немного видел людей, которые отказываются, говорят, что не пойдут на выборы. Но думаю. Будет достаточно активное голосование.
XS
SM
MD
LG