Accessibility links

Апостольский выходной


День святого апостола Симона Кананита стал выходным. Решение это достаточно логичное, ибо множество верующих отправлялось ежегодно в этот день в Новый Афон на богослужение, отрываясь от работы
День святого апостола Симона Кананита стал выходным. Решение это достаточно логичное, ибо множество верующих отправлялось ежегодно в этот день в Новый Афон на богослужение, отрываясь от работы
Несколько недель назад абхазские парламентарии приняли решение, в результате которого, в частности, май в республике стал еще праздничнее. День святого апостола Симона Кананита, уже немало лет бывший у нас памятным рабочим днем, стал выходным. Решение это достаточно логичное, ибо множество верующих отправлялось ежегодно в этот день в Новый Афон на богослужение, отрываясь от работы. 23 мая – престольный праздник Новоафонского монастыря, один из ключевых праздников Абхазской церкви. И сегодня он отмечался во всех православных приходах Абхазии.

Хоть этот один из 12 апостолов (учеников Христа) упомянут в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, а также в Деяниях апостолов, сведения о нем довольно скудны. Называли его Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, то есть из Каны. Он отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Соломии) Иисуса Христа. Симон справлял свадьбу в Кане Галилейской, а Иисус превратил на этой свадьбе воду в вино. Хоть это и приключилось две тысячи лет назад, контекст происходившего всем в наших краях близок и понятен. Семья была бедная, вином на свадьбу запаслись в обрез, а гостей пришло много, и можно предположить, как в разгар застолья жених обратился к младшему брату (по отцу) Иисусу: «Брат, что делать? Вино кончается…» И тогда Иисус совершил свое первое в жизни чудо. Как описано в одном из прочитанных мной текстов (автор – Анна Мартынова), он сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям». Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось благоуханное, терпкое вино! Симон же, уверовав в ценности христианские, поклялся следовать повсюду за Иисусом и проповедовать веру Христову…
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:17 0:00
Скачать

После вознесения Христа он по преданию проповедовал его учение в самых разных краях: Иудее, Египте, Ливии и Абхазии. И в последней принял мученическую кончину – был заживо распилен пилой.

Более подробно его пребывание в Абхазии описывается в других текстах так. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России. А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде. Было это в 55 году нашей эры. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов. Но римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову (в этом месте до сих пор выступают на камнях пятна его крови). Тело апостола было найдено христианами и захоронено на берегу быстрой Псырцхи. В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская православная церковь считает это мнение ложным. Четыре века спустя на его мощах был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан после установления советской власти в Абхазии стены были забелены. На сегодняшний день удалось «отмыть» лишь малую часть погибших фресок. В XIX веке монахи воздвигнутого здесь Новоафонского монастыря снизу прорубили второй вход в келью Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и Симона Кананита, а на каждый церковный праздник здесь читаются молебны. В гроте, как еще называют эту пещеру, зажигают свечи. Храм святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона…

Если под римскими язычниками здесь имеются в виду римские легионеры, то это выглядит вполне правдоподобно. Ведь римские власти преследовали ранних христиан; считается, что апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел примерно в то же время и в том же Риме обезглавлен.

Перечитал я вчера и прочитанный впервые еще в детстве рассказ «Смерть святого Симона Кананита» известного советского писателя Георгия Гулиа, сына основоположника абхазской литературы Дмитрия Гулиа. Георгий Дмитриевич любил в своих произведениях обращаться к древней истории, а тут к тому же действие происходит в его родной Абхазии. Рассказ, естественно, написан с атеистических позиций, и к тому же появился в печати в 1963 году, в разгар хрущевского наступления на «поповщину». «Случилось это, – начинается рассказ, – в сороковой год от рождества Христова в местечке, именуемом Псырцха, на земле диких абасгов». (Дата эта, правда, не соответствует не только общепринятой, но и описанию в рассказе Симона как старца). Неся благую весть, пишет Георгий Гулиа, он вступил на землю колхов и, пренебрегая крайней усталостью, двинулся дальше.

Он шел, как простой странник, питаясь корнями диких кустарников, утоляя жажду у лесных родников. Борода его спуталась, пожелтела от пыли, ноги покрылись язвами, грубая власяница сопрела от пота… Абасги, одетые в яркие одежды, приветливо встречали святого старца, кормили диким медом и кислым молоком. Апостол подолгу разговаривал с ними, пытаясь обратить их к вере Христовой. Отдохнув и приведя себя в порядок близ полуразрушенного города Диоскурия, святой апостол появился у крепостных стен местечка Псырцха. Вожди абазгов встретили его учтиво. Целыми днями без устали держал свое слово перед ними апостол, и речь его переводилась с арамейского на язык абасгов опытным толмачом.

А по ночам он удалялся в ближайшую оливковую рощу, чтобы провести там время в горячих молитвах. Однажды абазгский вождь Сум поставил его в тупик вопросом: «Скажи нам, почтенный старец, как согласуется учение твоего господина с учениями мудрых эллинов по имени Платон и по имени Аристотель?» Святой Симон Кананит, теребя бороду, чуть не выщипал ее, но так и не мог припомнить – кто таков Платон и кто таков Аристотель. В конце концов, был вынесен вердикт, что проповедуемое им учение ложно, и, дабы оно не дало здесь ростки, «суровые абасги, непочтительно пиная, повели его к берегу веселой горной речки, где недолго думая удавили…»

Вот так стремительно меняются представления людей: от насмешливого взгляда времен воинствующего атеизма – снова к крестным ходам… Но подлинных обстоятельств смерти Симона из Каны в Абхазии мы уже никогда не узнаем.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG