На этой неделе возобновили работу ленингорские поставщики овощей, фруктов и зелени, которые бастовали всю прошлую неделю. Они выступали против нарушений неформальных договоренностей со стороны югоосетинских властей. Именно эти договоренности регулируют эту сферу теневой экономики.
В Ленингоре закончилась забастовка овощников. Уже в субботу вечером подвыпившие ребята самого авторитетного овощника Тенгиза Башарули ходили по дворам и объявляли, что с воскресенья можно будет беспрепятственно провозить грузы на прежних условиях. Это трудно назвать победой овощников – штрафы в размере 15 тысяч рублей пограничники им не вернули и даже не освободили хотя бы на время от подати в три тысячи рублей с рейса.
Как-то не верится, что контрабандисты, фактически монопольные поставщики овощей, зелени и фруктов, намеревались устроить продовольственный кризис в республике. Такое впечатление, что они не хотели перебарщивать – забастовка была свернута, когда в Ленингоре запасы уже иссякли, а в Цхинвале только начали ощущать перебои с поставками.
В конце концов ничего страшного не произошло. Ну, потрусили их немного сверх обговоренного стражи порядка – издержки профессии. Как говорится, инцидент исчерпан до следующего инцидента. Один из видных овощников района Заза Балашвили, у которого пограничники отжали целую машину картофеля, накануне бодро рапортовал республиканскому ТВ о том, что на границе все хорошо.
Граница открывается в шесть утра. Маршрутки овощников занимают очередь с трех часов. Они не пустые, в них сидят, как правило, по пять человек. Они как бы пассажиры, на которых будет оформлен ввозимый груз как ручная кладь.
Между югоосетинским и грузинским шлагбаумами стоят грузовики с овощами из Грузии. Это буквально в 100 метрах от югоосетинского поста. Там маршрутки загружаются и едут обратно. Приблизительно до часу дня маршрутка и ее пассажиры совершают два рейса. За каждый рейс фиктивный пассажир получает 10 лари. Соответственно, за два – 20 лари или 600 рублей. Причем пассажиром не обязательно должен быть взрослый. Мать с двумя детьми может запросто заработать 1800 рублей за день. На это живут многие семьи. Не чураются этого бизнеса и работники бюджетной сферы. Не спрашивайте, почему в рабочий день, как им разрешают на работе? В Ленингоре не принято задавать глупых вопросов.
Понятно, что речь идет не о жалких 50 килограммах ручной клади на пассажира. На этом не заработаешь и не обеспечишь республику продовольствием. Маршрутки грузят так, что они садятся на диски, благо ехать недалеко.
В общем-то забастовка и началась с того, что пограничники начали сверять грузы и пассажиров и штрафовать водителей за перегруз вместо того, чтобы, как обычно, снять три тысячи и пропустить с миром.
Теперь все вернулось на круги своя. Обычные пассажиры жалуются, что овощников пропускают без очереди, в то время как они вынуждены по два часа торчать на жаре в душных маршрутках. Иногда у людей сдают нервы, между контрабандистами и пассажирами то и дело вспыхивают ссоры. Но ничего не поделаешь, правда всегда за овощниками, так уж расставлены приоритеты на посту.
Зато на грузинском посту к хамству некоторых контрабандистов небезразличны. Если им пожаловаться, то у хамоватых товарищей могут возникнуть проблемы на въезде в Грузию. Зная это, пассажиры осаживают овощников, если те проявляют чрезмерную эмоциональность. Говорят, действует.
Не иначе, жалобы пассажиров дошли и до Цхинвала. Вчера на югоосетинском ТВ был сюжет о том, что все это наветы недоброжелателей.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия